Тренд на автоматизацию захватывает и крупные торговые сети, и небольшие магазины. Те и другие стоят перед сложным выбором: как улучшать обслуживание клиентов, отслеживать максимум показателей работы магазина — и при этом не разориться на дорогостоящих IT-продуктах.
Александр Попов, продакт-менеджер Ivideon
Решение может быть неожиданным — расскажу о том, почему привычный и знакомый ритейлерам счетчик посетителей может стать источником целого ряда инсайтов и ключевым элементом в процессе автоматизации магазина.
В середине лета появилась новость о том, что торговая сеть «Перекресток» использует счетчики для контроля длины очередей. Если количество покупателей на кассе превышает некоторое пороговое значение, управляющий магазина получает соответствующее уведомление и может принять меры. В результате объем жалоб в магазинах компании сократился в 1,5–2 раза, а число чеков на одну кассу выросло на 9%. Кейс «Перекрестка» — это не единичный случай, и таких историй будет становиться все больше: ритейл взял курс на тотальную автоматизацию.
Автоматизировать, чтобы сэкономить
И торговые сети, и небольшие магазины по всему миру автоматизируют все больше процессов: от контроля за маркетинговыми кампаниями до принятия решений о выкладке товаров. В китайском супермаркете Hema Fresh есть даже роботы-официанты, которые привозят клиентам на пробу блюда, приготовленные из мяса и рыбы с прилавков.
Тренд на автоматизацию возник неслучайно — ритейлерам приходится искать новые способы удержать посетителей и повысить выручку. Причин тому несколько:
Конкуренция с интернет-магазинами. Хотя на онлайн-продажи приходится всего 10% розничного рынка, они перетягивают на себя значительную часть трафика из офлайн-магазинов. Это негативно отражается на выручке последних, а иногда ставит под угрозу само существование магазина или сети. По оценкам аналитиков из консалтинговой фирмы Fung Global Retail & Technology, в 2017 году только на территории США закрылись около десяти тысяч офлайн-магазинов — это на 50% больше, чем после финансового кризиса в 2008-м. Аналогичную картину можно наблюдать по всему миру — например, в Европе и Китае.
У российского ритейла есть еще одна причина для беспокойства — реальные доходы граждан падают уже пятый год подряд. Этот факт (и влияние инфляции) негативно сказывается на покупательской способности. Еще в прошлом году X5 и «Магнит» отмечали сокращение среднего чека на 0,2–0,4%. Можно предположить, что с тех пор ситуация только ухудшилась.
Рынок активно ищет выходы из сложившегося положения. На помощь приходят технологии — сократить издержки и значительно повысить качество обслуживания обещают самые разные IT-решения — от предиктивной аналитики до «умных» разработок, использующих машинное зрение. На их фоне простые и хорошо известные IT-продукты отходят на второй план — а зря.
При чем здесь счетчики
Счетчики — это один из самых простых и бюджетных инструментов автоматизации в ритейле. И по сравнению со многими «навороченными» IT-новинками у них есть ряд преимуществ, которые делают счетчики незаменимым звеном в процессе автоматизации:
1. Это хорошо известное ритейлу решение, которое продолжает совершенствоваться
Ритейлеры считали посетителей еще в доцифровую эпоху — этим занимался выделенный сотрудник, стоящий у входа в магазин. Со временем человека с кликером заменили инфракрасные датчики, Wi-Fi и Bluetooth, а также камеры видеонаблюдения с аналитическими возможностями. Различные улучшения происходят в этой сфере до сих пор.В отличие от других решений (ИК-датчиков или рамок), система игнорирует «ложные» объекты — продуктовые тележки, детские коляски, сумки, тени и блики — что повышает точность подсчета клиентов до 95%.
Одни из последних разработок используют метод стереовидения. На нем построен и наш счетчик посетителей Ivideon Counter 3D, который устанавливается прямо над входом в магазин. Система строит математическую 3D-модель прохода, используя изображение с двух объективов, и с помощью специального программного алгоритма считает посетителей. В отличие от других решений (ИК-датчиков или рамок), система игнорирует «ложные» объекты — продуктовые тележки, детские коляски, сумки, тени и блики — что повышает точность подсчета клиентов до 95% (для сравнения: ИК-счетчики дают погрешность в 15%).
2. Подходят любому типу торговых точек
Счетчиками пользуются как крупные торговые сети, так и небольшие магазины. Крупные сети часто объединяют данные со счетчиков с другой внутренней аналитикой, например, CRM. Это дает возможность собрать больше информации о процессах, происходящих в торговом зале и за его пределами (в расчет принимаются даже погодные условия), и использовать их для построения целостной картины работы сети.
Почасовой отчет с выделением периодов пиковой посещаемости:
Разработчики счетчиков предусматривают возможности для такой комплексной работы. Кроме того, мы предлагаем сторонним разработчикам воспользоваться OpenAPI, web и mobile SDK — с их помощью можно встроить полученную от Ivideon информацию в любую кастомную разработку, «заточенную» под нужды магазина.
Что касается небольших торговых точек, то им интеграция со сторонней аналитикой может быть ни к чему. Но и сам по себе счетчик позволит собрать большое количество информации о происходящем в магазине. Например, с его помощью можно рассчитать рост трафика посетителей в выходные и праздничные дни, оценить эффективность рекламных кампаний, новой витрины или стенда — действительно ли они помогли привлечь покупателей.
3. Не требуют серьезных капитальных вложений и просты в обслуживании
Даже технически сложные стереосчетчики в последнее время становятся доступнее — позволить себе такое устройство могут не только гиганты вроде «Перекрестка». Наше решение Ivideon Counter 3D, к примеру, стоит 26 тыс. рублей. После его приобретения и подключения оплачивать нужно будет только работу счетчика с облачным хранилищем данных — она обойдется в 990 руб. в месяц или 9900 руб. в год за одно устройство.
При этом счетчик не требует регулярного обслуживания, а его установка займет 20 минут. Настройка подсчета продлится еще от 15 минут — для бесперебойной работы счетчика больше ничего не понадобится.
4. Интуитивно понятные метрики
На первый взгляд, количество пользователей — это довольно простая метрика. Однако она открывает сразу множество инсайтов о работе магазина и персонала. Чтобы разобраться в полученной информации, не нужно быть экспертом по обработке данных или аналитиком big data — все цифры и значения интуитивно понятны.
Так выглядят отчет за произвольный период в веб-интерфейсе Ivideon:
А так выглядит недельный отчет в веб-интерфейсе Ivideon:
Например, в нашем веб-интерфейсе можно вывести информацию о количестве посетителей по неделям, дням и часам. Также можно отфильтровать данные по определенным датам и сформировать отчет — приложение построит наглядные графики и таблицы в формате CSV. С их помощью довольно просто сделать выводы о посещаемости торговой точки.
Что еще можно посчитать
Посмотрим, как ритейлеры могут на практике использовать данные, полученные со счетчиков:
Сравнение посещаемости торговых точек. Если счетчики установлены во всех магазинах сети, сравнение данных позволяет определять более и менее посещаемые точки, оценивать их эффективность и рентабельность. В случае крупной сети такое сравнение помогает выяснить, какие стратегии работы отличают успешные магазины от менее успешных, и распространить опыт лидеров на все площадки.
Оптимизация фонда оплаты труда. Анализ того, как меняется число посетителей в течение дня, помогает определить, сколько продавцов или консультантов должно находиться в зале в конкретный момент. А эта информация, в свою очередь, позволяет выбрать оптимальный график работы сотрудников.
Например, если утром и вечером нагрузка на персонал минимальная, а в пиковые часы, наоборот, сотрудников не хватает, решением может быть переход на «скользящий» график работы, когда продавцы выходят на смену и уходят с нее с разницей в один или несколько часов. Такой подход позволяет минимизировать число работающих сотрудников утром и вечером — и не допускать авралов в середине дня.Этот хорошо известный ритейлерам инструмент становится точнее и удобнее, интегрируется в любую систему — от гигантских гипермаркетов до небольших магазинов у дома.
Как именно будет выглядеть «скользящий» график, зависит от ситуации в конкретном магазине — проверить эффективность модели на практике поможет счетчик. В некоторых случаях подобная оптимизация рабочего графика помогает не только повысить конверсию за счет своевременного обслуживания покупателей, но и снизить расходы на оплату труда без сокращения персонала.
Иногда данные счетчика помогают понять, как обслужить всех покупателей, не нанимая новых сотрудников, — а в некоторых случаях могут и предотвратить неоправданные увольнения. В нашей практике был случай, когда счетчик показал падение числа посетителей за неделю, и владелец торговой точки уже был готов проводить оценку качества работы продавцов. Однако в общем коридоре торгового центра был установлен еще один счетчик, который также показал снижение трафика. В итоге оказалось, что временно уменьшилась посещаемость всего ТЦ — а продавцы на фоне падения спроса работали даже лучше, чем раньше.
Сокращение очередей. По статистике, 90% потребителей готовы совершить покупку в другом магазине, если там им не придется ждать в длинных очередях. И здесь возникает ситуация, аналогичная кейсу с ФОТ. Счетчики позволяют ритейлеру сформировать график работы персонала с учетом загруженности торговой точки и исключить ситуации, когда клиент покидает магазин из-за того, что его не обслужили.
Проведение маркетинговых акций. Информация со счетчиков помогает определить оптимальные места для размещения рекламных баннеров. Например, владельцы торговых центров используют счетчики, чтобы проанализировать паттерны движения людей между этажами. Собранные данные помогают найти оптимальные места для установки информационных стендов. Если же речь идет об отдельном магазине, то эффективность рекламной кампании также можно оценить с помощью счетчиков, сравнивая количество посетителей до, во время и после акции.
Это — лишь несколько примеров использования счетчиков. Этот хорошо известный ритейлерам инструмент становится точнее и удобнее, интегрируется в любую систему — от гигантских гипермаркетов до небольших магазинов у дома. Он может стать отправной точкой для автоматизации процессов магазина, а может встроиться в комплекс уже существующих разработок.
В условиях, когда офлайн-ритейлерам приходится, с одной стороны, активно вкладываться в IT и клиентский сервис, с другой — жестко экономить на фоне падающих доходов населения и конкуренции с онлайном, знакомый, надежный и точный продукт может оказаться весьма выгодной IT-инвестицией.+ Наш новый продукт Ivideon Counter 3D можно купить уже сейчас. Стереосчетчик подсчитывает посетителей с точностью 95% и поддерживает технологию Power over Ethernet, которая позволяет использовать один кабель при монтаже оборудования. А полученную статистику и отчеты можно просматривать через личный кабинет в браузере — из любой точки мира, где есть Интернет.
Александр Попов,
продакт-менеджер Ivideon
Информация и фото с https://new-retail.ru/tehnologii/staryy_drug_kak_schetchiki_pomogayut_riteylu_vyigrat_v_tekhnologicheskoy_gonke5456/