Системы контроля доступа: о чем умалчивают продавцы

Автор: Алексей Омельянчук, эксперт

 

 

Обычно продавцы на голубом глазу на все ваши вопросы отвечают: «Да, конечно, наша система это может». Если удастся выйти на контакт с разработчиками, вы услышите что-то более уклончивое, типа «да, конечно, в принципе, это возможно, но… э… есть некоторые ограничения».

 

 

Я не продавец. Я разработчик. Я знаю ужас как много недостатков своих разработок, и меня утешает лишь то, что у большинства конкурентов дела обстоят еще хуже. Я не буду уточнять, какие из описанных ниже проблем могут проявиться в нашей системе, какие… э… имеют ограничения, а какие мы даже не знаем, как решать. Я просто расскажу о трудностях, порой совершенно неожиданно возникающих при малейшем отклонении от самого простого функционала в самой простой системе.

Я не хочу никого пугать. Все системы, которые достаточно давно на рынке, конечно же, в большинстве случаев нормально работают. Но если вы наивно приняли за чистую монету все, что написано в рекламе, вы можете оказаться несколько разочарованными. Причем не в том, как работают экзотические функции вроде доступа по правилу трех, а в самой обычной повседневной работе.

Самая распространенная беда – быстродействие. То есть, конечно, на демонстрационном стенде, к которому подключен один считыватель и в контроллер загружено 2 карточки, все просто летает. Но ведь реальная система несколько больше. Точнее говоря, приведенные в рекламе параметры – количество дверей, количество пользователей (карточек), быстродействие, всякие особые функции – они, конечно, все являются правдой, но, как всегда в реальной жизни, недоступны одновременно. И именно быстродействие обычно страдает, если вы пытаетесь использовать систему по максимуму.

Типичная беда – в режиме онлайн, когда контроллер на двери согласует с центральным управляющим контроллером или компьютером все свои действия (кого куда пускать), быстродействие начинает катастрофически падать с ростом размера системы. Уже на 10–20 дверях задержки реакции системы могут стать весьма заметными и раздражающими. Достаточно 0,5 секунды задержки, чтобы горячие парни начали трясти дверь, которая еще не успела открыться. Если учесть, что мускульная сила и долготерпение редко сочетаются в пользователях, ручки на дверях, замки или даже сами двери придется менять довольно часто.

Совет, что делать: можно, конечно, смакетировать систему перед покупкой, но это громоздко и не всегда экономически оправданно. Потребуйте обоснованный расчет времени реакции в вашей целевой конфигурации. Разработчики системы могут его рассчитать. Не удовлетворяйтесь отписками от продавцов, в идеале должно быть оценено хотя бы время на передачу сообщений туда и обратно и время на поиск в базе данных. Кроме того, разработчики могут дать совет, как уменьшить время реакции, если оно вас не вполне устраивает. Иногда для этого достаточно распределить контроллеры доступа по портам управляющего компьютера (контроллера). Или, наоборот, не ставить контроллеры доступа на одну линию с какими-нибудь другими контроллерами, активно занимающими линию связи. Наконец, нередко имеет смысл поставить несколько управляющих контроллеров, разнеся по ним разные задачи, – стоимость сколько-нибудь значительной по размеру системы не сильно зависит от количества или типа центрального контроллера.

Это мы говорили о влиянии количества дверей на быстродействие. Обратите внимание, вам обязательно подскажут, что контроллеры могут работать абсолютно самостоятельно, вообще не общаясь с центральным компьютером, и потому быстродействие не будет зависеть от количества контроллеров. Это обычно верно. Но не все так просто. Практически все системы контроля доступа поддерживают автономную работу контроллеров на основе загруженной в них базы данных. В некоторых системах это считается основным режимом работы, в некоторых – аварийным, но такой режим обычно есть. Однако в этом режиме, во-первых, количество карточек в базе данных нередко оказывается сильно ограничено, а, во-вторых, самое главное – в таком режиме не работают многочисленные особые функции, заявленные в рекламе. Контроль повторного прохода, автоматические действия по событиям, подтверждение от вахтера, ну и много чего еще (разные производители порой придумывают очень разные функции или, по крайней мере, очень разные названия для этих функций). Если вы намерены использовать возможности дверных контроллеров по автономной работе со встроенной базой данных, убедитесь, что нужные вам функции будут работать.
Кстати, даже при автономной работе контроллера обычно отсылают отчет о событиях на компьютер. Даже в относительно небольшой системе – скажем, пара тысяч человек утром за полчаса проходит чрез несколько турникетов – поток событий в час пик весьма значительный: 2–3 события в секунду. Очень может быть, что, несмотря на 8-ядерный 10-гигагерцевый процессор, компьютер не будет успевать отображать окошечки с новыми событиями, они начнут накапливаться на экране, компьютер откажется принимать новые события, и вся сеть автономных контроллеров доступа остановится и будет ждать, пока на экране компьютера рассосется мешанина сообщений об уже совершенных проходах.
Второй причиной медленной работы может оказаться объем базы данных карточек. Этот эффект можно сравнительно легко смоделировать на демонстрационном стенде. У разработчиков наверняка есть тестовая база данных, заполненная «по самые некуда». Продавцы могут даже не знать о ее существовании, но она есть, это я вам точно говорю. Попросите сконфигурировать демонстрационный стенд с такой базой данных и посмотрите, как он работает. Обратите внимание не только на время реакции системы на предъявление карты. При большой базе данных неожиданно большое (иногда просто огромное) время может занимать такое действие, как удаление или добавление нескольких карт. Или может оказаться, что большая база данных начинает очень медленно работать, если ее «запутать», т. е. удалить сотню-другую карточек, а потом добавить сотню карточек с другими номерами и фамилиями. Возможно, вам скажут, что время от времени рекомендуется полностью сбрасывать и перезагружать базу данных в системе (может даже обнаружиться специальная кнопка в программном обеспечении, что-то вроде «упорядочить базу данных»). Обратите внимание, что эта процедура занимает немалое время. Уточните, сколько времени она будет занимать на предполагаемом количестве контроллеров, как будет работать (и будет ли работать вообще) система, пока идет перезагрузка базы данных.
Кстати, размер базы данных (количество пользователей) может оказаться вовсе не таким большим как в рекламе. В рекламе написано 50 000 человек. Достаточно? Безусловно, почти для любой задачи достаточно. Каждый человек, написано в рекламе, может иметь кроме карты ПИН-код для набора на клавиатуре. Но в рекламе не написано (читайте в руководстве администратора примечания мелким шрифтом), что при этом количество записей в базе данных уже всего 20 000. Все равно много, с запасом. А еще человек может иметь личный список полномочий. А количество записей в базе данных окажется уже 5000. А еще человек может иметь фамилию и имя для вывода на дисплей. Правда, количество записей при этом окажется всего 1 (одна) тысяча. Вам надо полторы тысячи? Придется отказаться от каких-то функций.
Раз уж мы затронули быстродействие загрузки данных из компьютера в контроллеры, обратим внимание и на обратную проблему. Контроллеры обычно сохраняют журнал своей работы, а при подключении компьютера журнал событий передается на компьютер. Нередко подразумевается, что компьютер постоянно подключен. Уточните, что будет, если компьютер отключить хотя бы на пару дней и в журнале накопится несколько тысяч событий. Очень может быть, что, когда вам понадобится срочно ввести в систему новую карточку, вы включите компьютер, а он сначала будет минут десять (или часов десять) выкачивать журналы из всех контроллеров и, пока не закончит, не позволит ничего нового сделать. Как анекдот мне рассказывали историю про систему, в которой журнал в контроллере переполнился из-за отключенного компьютера и система просто остановилась, и пока не нашли администратора, который включил компьютер, никто никуда не мог пройти. Год работала, два работала, все давно забыли про этот компьютер, и вдруг раз – и остановилась. В принципе, особенность не очень страшная, если вы о ней знаете. Достаточно раз в неделю включать компьютер и проверять его работу – обычные регламентные действия. Аналогично многие системы поддерживают функцию «подтверждение вахтера». Контроллер не открывает дверь сразу, а ждет, чтобы вахтер нажал на кнопку, дескать, все в порядке, можно пропускать. На компьютере вахтеру в это время обычно выводится фотография законного владельца карточки. Что будет, если вы решили использовать эту функцию, а вахтер заснул? Или компьютер сломался и выключился? Обычно вас успокоят, дескать, ничего страшного, можно задать таймаут – если нет ответа от вахтера более 5 секунд, то контроллер все равно пропустит. Так-то оно так, но в компьютере при этом могут накапливаться неотвеченные запросы, и что будет, если их накопится много?
В общем случае мой совет таков: обсудите, что случится, если какие-то существенные элементы системы сломаются. Или если из-за нештатной ситуации на вашем объекте вы захотите временно отказаться от каких-то особых функций – не повлияет ли это на работу других элементов или функций. Как пример, контроль наличия людей в помещении требует очень высокой дисциплины: обязательно на входе и выходе отмечаться на считывателе. Я, например, на такое не способен. Если на время, пока по объекту ходит толпа командированных или новобранцев, вы отключили эту функцию, то одновременно может перестать работать автоматическое включение/выключение света и вентиляции – ведь система перестанет считать людей и не будет знать, когда они есть, а когда их нет.
Ну а в заключение обращу ваше внимание на то, что все упомянутые (и еще многие неупомянутые) вопросы уместно обсуждать только с техническими специалистами, причем на большинство вопросов смогут ответить (и то только как следует подумав) лишь разработчики, непосредственно занимавшиеся тем или иным устройством. Продавцы допустят вас до тех, кто слишком много знает, только если вы пообещаете купить неприлично много. Однако есть шанс: если вы задаете вопросы по электронной почте, то бюрократы из отдела продаж после нескольких неудачных попыток отписаться стандартными фразами из типового вопросника начнут пересылать ваши письма с непонятными словами все более и более узким специалистам. А те обычно даже рады отложить скучные важные дела и заняться разбором воображаемой ситуации, например, «что будет, если с двух пультов абсолютно одновременно два разных пользователя запретят друг другу посылать команды с пульта».