Проблемы нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты

Воробьева Татьяна Николаевна

старший научный сотрудник сектора разработки нормативно-технической документации, отдела разработки нормативно-методических документов
ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии,

Курдиманов Владимир Анатольевич

научный сотрудник сектора разработки нормативно-технической документации, отдела разработки нормативно-методических документов ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Нормативное закрепление и формы реализации государственно-правовой стратегии в правовом государстве детерминированы, прежде всего, высшим нормативным правовым актом - Конституцией Российской Федерации. Именно она, как высший нормативный правовой акт, опосредует корректный вектор развития всего российского законодательства, в том числе в области формирования механизмов построения и реализации единой технической политики страны. Четко сформулированная единая техническая политика и концепция государственно-правовой стратегии формируют методологию защиты имущества.

Ключевые функции регулирования самой методологии защиты имущества, противокриминальной защиты и обеспечения комплексной безопасности, механизмы аттестации, лицензирования, аккредитации, надзора и должного контроля со стороны государственных структур не отвечают необходимому уровню, а нормы и правила малоэффективны и не соответствуют современному уровню развития. Вся сложная система нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты не обладает четкой концепцией и не находит должного отражения в государственных нормативных актах. Документы совершенно не структурированы, зачастую носят разноуровневый и разрозненный характер, отсутствует единая система, подчас возникают диаметрально амбивалентные суждения, понятийный аппарат постоянно претерпевает изменения и по его поводу не утихают споры. При этом документы перенасыщены перекрестными ссылками на десятки других нормативных актов, каждое ведомство и министерство стремится создать свой понятийный аппарат и свои узкоспециализированные требования, направленные на решение только конкретных одномоментных задач и вопросов. Особо стоит подчеркнуть, что работы в данном направлении продолжаются как на уровне министерств, так и на уровне ведомств, несмотря на отсутствие четкой государственной координации. Для нормативного закрепления требований выделяются бюджетные средства, распределение которых носит разрозненный характер по бесчисленным программам местного, регионального и федерального уровней. Не находит должного уровня поддержки со стороны государства и вопрос разработки, изготовления и применения технических средств охраны.

 Отсутствие реализации единой концепции в рамках государства применительно к области нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты наносит колоссальный ущерб государству, так как каждый случай кражи или хищения имущества приводит к длительной и кропотливой работе государственных служб, задействуются колоссальные бюджетные и людские ресурсы.

 Государственным структурам с каждым годом все сложнее оказывать эффективное противодействие преступным посягательствам, так как «преступный мир» берет на свое вооружение все больше инженерно-технических средств в целях применения их в рамках преступных посягательств, будь то кража автотранспортного средства или скимминг. Следовательно, нормативное закрепление требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защите должно носить системный характер и регулироваться исключительно государством, иные превентивные меры, предпринимаемые в настоящее время, носят малоэффективный характер.

В сложившейся ситуации основополагающей задачей государства является выработка и нормативное закрепление на законодательном уровне единой государственной политики в области защиты имущества, суть которой должна заключаться в закреплении опосредованных полномочий, задач и содержания деятельной функции самого государства. Защита имущества в настоящий момент просто невозможна без использования современных технических средств охраны и противокриминальной защиты, а государственная техническая политика должна на федеральном законодательном уровне закрепить их использование. Законодательный уровень представляет собой действующую нормативно-правовую базу, четко регулирующую отношения между взаимодействующими субъектами, которые осуществляют свою деятельность в области защиты имущества, определяющую системные основы государственной политики в области защиты имущества и противокриминальной защиты.

Благим начинанием в области нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты стала подготовка проекта федерального закона «Технический регламент «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества» (далее - Регламент), который передан на ознакомление в Правительство Российской Федерации.

Данный регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от криминальных угроз, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) технических средств обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

Объектами защиты по опосредованному регламенту являются: жизнь и здоровье граждан, имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на стационарных и подвижных объектах, которые оборудуются техническими средствами обеспечения противокриминальной защиты, а также собственно стационарные и подвижные объекты:

 здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения;

 территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории, отдельные предметы;

 транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

Регламент определяет основные положения технического регулирования в области криминальной безопасности и устанавливает общие требования к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

В Регламенте в качестве криминальных угроз рассмотрены угрозы, связанные с несанкционированным проникновением на защищаемый объект (объект защиты) и/или совершением на его территории противоправных действий.

Объектом технического регулирования по Регламенту являются технические средства обеспечения противокриминальной защиты, которые могут быть объединены в системы, предназначенные для обеспечения криминальной безопасности объектов и имущества (объектов защиты):

 средства инженерно-технической укрепленности;

 системы охранной сигнализации:

а) средства обнаружения проникновения -автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извеща-тели;

б) средства сбора и обработки информации - приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;

в) системы передачи извещений;

г) пульты централизованного наблюдения;

 системы контроля и управления доступом;

 системы охранного телевидения и телевизионные системы видеонаблюдения;

 системы оповещения о тревоге;

 системы оперативной связи;

 системы досмотра;

 средства и системы защиты от краж отдельных предметов;

 системы охраны и мониторинга транспортных средств:

 другие технические средства и системы, которые могут использоваться. Однако весь парадокс в том, что федеральный закон по Регламенту не принят и проходит по настоящее время затянувшиеся рассмотрение и согласование.

Но останавливаться на достигнутом не стоит, необходимо продолжить работы по внесению изменений в действующее законодательство, а также работы по разработке новых национальных и межгосударственных стандартов в области систем тревожной сигнализации и противокриминальной защиты, которые в дальнейшем будут служить высокоэффективным и действенным инструментом.

Отсутствие нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты в настоящее время не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности для объектов различных категорий, а это, в свою очередь, приводит к недооценке и/или переоценке опасности возможных угроз. Как следствие, происходит бесконтрольное расходование бюджетных средств, иррациональная расстановка сил, а это губительным образом отражается на уровне антитеррористической защищенности и противодействии противоправным посягательствам.

Новой вехой в истории России стало образование в соответствии указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, которая была создана в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации вошли все подразделения вневедомственной охраны. Многолетний опыт работы крупнейшего в Российской Федерации поставщика охранных услуг, которым является вневедомственная охрана, показывает, что наиболее надежным и экономически эффективным видом охранной деятельности является централизованная охрана объектов (квартир и мест хранения имущества граждан), осуществляемая с помощью технических средств охранной сигнализации и противокриминальной защиты.

В результате входа в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подразделений вневедомственной охраны произошли кардинальные преобразования в области нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты.

Современные технические средства охранной сигнализации и противокриминальной защиты, применяемые в системах централизованного наблюдения вневедомственной охраны, позволяют с высокой точностью и надежностью определять вид криминальной угрозы, оперативно принимать управленческие решения и оптимизировать силы и средства, необходимые для противодействия.

При этом межведомственный переход вневедомственной охраны из Министерства внутренних дел Российской Федерации в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации не снял полностью вопросов нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты. Вновь образованная Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации должна поднять огромный пласт и создать совершенно новую иерархию нормативного закрепления. В некоторой степени в этом нормотворческом процессе может помочь ранее разработанная нормативная база Министерства внутренних дел Российской Федерации, за основу из нее можно взять следующие документы:

Приказ МВД России от 07.05.2014 № 410 «Вопросы организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией»;

 Приказ МВД России от 18.03.2014 № 159 «Об утверждении Концепции развития подразделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014-2016 годы)»;

 Приказ МВД России от 20.02.2009 № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

 Приказ МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»;

 Приказ МВД России и ФСКН России от 11.09.2012 № 855/370 «Об утверждении требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров и/или культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности»;

Приказ МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814». Однако вышеперечисленные документы должны носить сугубо рекомендательный характер для закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты в рамках формирования новой нормативной базы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В настоящий момент система нормативно-правовых актов, регламентирующих вышеуказанные требования, не структурирована, не объединена единой концепцией, иерархия отсутствует, а следовательно квинтэссенция выработки и законодательного закрепления обозначена острой необходимостью. Нормативное закрепление требуется как на федеральном уровне с определением четких критериев, полномочий, форм, задач, так и на ведомственном уровне в рамках Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

На данный момент существует острая необходимость упорядочения нормативно-технической базы, направленной на существенное повышение роли и эффективности применения инженерно-технических средств охраны и противокриминальной защиты. Проведенный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность подразделений вневедомственной охраны в области охраны имущества, показывает, что правовой базис опосредованной деятельности не в полной мере способствует достижению необходимой цели. В целях совершенствования данной деятельности необходимо определить в нормативно-правовых актах и технических регламентах, регламентирующих опосредованную сферу, четкие определения, а также нормы и правила. Данные нормы и правила должны стать системой общефедеральных нормативных документов, обязательных для всех проектных, монтажных организаций и производителей инженерно-технических средств охраны, учреждений науки и предприятий промышленности по их производству.

Таким образом, устранить пробелы и недостатки в рассматриваемой сфере возможно лишь путем системного и комплексного подхода к решению нормативного закрепления требований к инженерно-техническим средствам охраны и противокриминальной защиты. Нормативное закрепление требований в полной мере будет способствовать повышению надежности технических средств охраны и обеспечению безопасности имущества юридических и физических лиц.