Пожарная безопасность многофункциональных торговых центров

А. Зайцев 
научный редактор журнала «Алгоритм безопасности»

 

В данном выпуске журнала пойдет речь об обеспечении безопасности на двух типах объектов с массовым пребыванием людей. Это многоэтажный торгово-развлекательный комплекс (ТРК) и сетевой супермаркет.

Многие еще не забыли, как в Казани 11 марта этого года горел ТЦ «Адмирал». Жертвами трагедии стали 17 человек. В больницы были отправлены 14 раненых, а за помощью медиков в общей сложности обратились более полусотни человек. Но ведь потом был еще склад временного хранения, куда перевезли сохранившиеся от пожара товары. И этот склад тоже сгорел. А еще до пожара в ТЦ «Адмирал» в Казани сгорел примерно такой же торговый центр. Это говорит о том, что такое отношение к противопожарной безопасности объектов торговли с массовым пребыванием людей уже является системой.

Строительство крупных торговых объектов стало привычным не только в городах-миллионниках, но и в обычных небольших городах нашей страны.

Попытки перенести опыт работы по обеспечению безопасности с типовых офисных зданий или обычных объектов торговли на торгово-развлекательные комплексы вряд ли будут иметь положительный результат.

Одно дело, когда речь идет об одном, пусть даже не очень маленьком магазине площадью 2000-3000 м2, и другое дело -ТРК общей площадью 202 400 м2, включающий 290 магазинов, два десятка кафе и ресторанов, многозальный кинотеатр и двухъярусный подземный паркинг.

Впрочем, и привычные нам сетевые супермаркеты представляют собой здания общей площадью до 9000 м2 и рассчитаны на одновременное пребывание до 1500 человек.

Тысячи людей, многие из которых первый раз оказались в магазине, не знакомы с особенностями их эксплуатации, возможными путями эвакуации, и конечно, никаких с ними инструктажей не проводили. Как в случае экстренной ситуации эти люди поведут себя? Как обеспечить в этом случае сохранность их жизней и здоровья?

Посетители же таких объектов убеждены, что за них уже побеспокоились и у них не будет каких-либо проблем.

В целом требования пожарной безопасности на любых объектах регулируются федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Но в законе приводятся только основные требования, а вот как их реализовать прописывается в сводах правил. Но это только для типовых объектов.

В журнале «Алгоритм безопасности» № 1 за 2015 год была целая подборка материалов по обеспечению безопасности на спортивных сооружениях. Был рассмотрен вариант стадиона с открытыми трибунами для проведения международных футбольных матчей и спортивно-концертный комплекс с ледовой ареной. Уже тогда многими авторами было отмечено, что эти объекты должны проектироваться по специальным техническим условиям (СТУ). Сейчас мы к этому опять возвращаемся.

Что же такое СТУ?

Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства. Он утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2014 № 406/пр.

Этим приказом определено, что СТУ разрабатываются и согласовываются в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, или требуется отступление от таких требований.

СТУ являются актами индивидуального правоприменения заказчика строительства объекта капитального строительства, содержащими применительно к конкретному объекту капитального строительства дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, демонтажа (сноса) объекта, а также содержащими отступления от таких требований.

СТУ должны обеспечивать надежность и безопасность объектов, соответствующие требованиям технических регламентов.

Разработка СТУ проводится проектной организацией, имеющей допуск к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с техническим заданием заказчика.

Разработке СТУ должно предшествовать определение принципиальных технических решений объекта, в том числе объемно-планировочные и конструктивные решения, применяемые материалы и изделия, а также анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта, который служит основой для вы-

работки недостающих нормативных положений или разработки отсутствующих норм по определенным направлениям. Принципиальные технические решения могут быть определены применительно к объекту в целом, его частям или отдельным видам конструкций или инженерных систем.

В СТУ помимо всего прочего должны содержаться:

- детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;

- перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости, и мероприятия, компенсирующие эти отступления;

- описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.

Для рассмотрения СТУ и подготовки рекомендаций о согласовании либо отказе в согласовании СТУ, либо о приостановлении рассмотрения СТУ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой) создается нормативно-технический совет уполномоченного органа. Рекомендации совета оформляются протоколами заседаний. Совет вправе создавать рабочие группы.

Совет вправе привлекать экспертные организации, включенные в перечень юридических лиц, для проведения оценки соответствия требований обеспечения надежности и безопасности, установленных проектом СТУ для подготовки проектной документации на объекты капитального строительства в целях формирования рекомендаций для принятия советом решения.

Помимо совета при Минстрое все СТУ должны пройти еще экспертизу в МЧС. И вот только после этого можно приступать к разработке рабочей документации.

Многоэтажный торгово-развлекательный комплекс и сетевой супермаркет, обеспечение безопасности в которых рассматривается в данном номере журнала, нельзя отнести к типовым объектам. Каждый из них уникален. Эти здания могут иметь многосветные пространства (атриумы), два и более подземных этажа и встроенные паркинги, залы для зрелищных мероприятий или объекты общественного питания, в т.ч. пекарни и цеха кулинарии и т.п.

Но еще до разработки СТУ уже можно и нужно определить, с чем придется столкнуться на рассматриваемых объектах.

Основными документами для проектирования данных объектов являются:

- СП 118.13330.2012. «Системы противопожарной защиты. Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31.06.2009;

- СП3.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

- СП 5.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

- СП 6.13130.2013. «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;

- СП 7.13130.2009. «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»;

- СП 10.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Внутренний пожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»;

- СП 113.13330.2012. «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

- СП 154.13130.2013. «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».

А вот что еще потребуется дополнительно, будет понятно после согласования СТУ.

Начнем со свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

В пункте 10.1.2. приложения А находим, что при размещении торгового зала и подсобных помещений в наземной части здания при площади более 3500 м2 требуется автоматическое пожаротушение. Так как это объекты с массовым пребыванием людей, то речь можно вести только о водяном пожаротушении.

Никаких порошковых, аэрозольных газовых систем пожаротушения в торговых залах, коридорах и т.п.

Для того, чтобы как минимум в течение 30 минут система водяного пожаротушения могла работать, ей понадобится не одна сотня кубометров воды. Одномоментно такой объем воды вряд ли какая городская система водоснабжения сможет обеспечить. Значит, придется предусматривать места для размещения пожарных резервуаров или водоемов. Таким образом, получается, что еще на этапе разработки архитектурно-планировочных решений уже необходимо учитывать объемы этих пожарных резервуаров.

Регламентирующим документом в вопросе реализации оповещения о пожаре является свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». В соответствии с пунктом 8 таблицы 2 при площадях более 3500 м2 требуется система оповещения 4-5 типа.

Но такие системы могут запускаться только от систем пожарной сигнализации и в первую очередь адресных, чтобы с максимальной точностью можно было определить местонахождение очага возгорания. Точно такая же ситуация с противодымной вентиляцией, требования к которой приведены в СП 7.13130.2009, иначе она не выполнит своей задачи по организации безопасных путей эвакуации людей из помещений, где произошло возгорание.

Но что в ТРК, что в сетевом супермаркете надо будет параллельно решать еще и задачу звуковой фоновой трансляции (служебные сообщения, объявления, музыка и т.п.). А вот тут могут возникнуть противоречия с имеющейся системой оповещения о пожаре. Параметры сигналов оповещения значительно отличаются от параметров того же музыкального сигнала. Для систем речевого оповещения о пожаре требуется непрерывный контроль целостности линий связи и максимальный КПД при работе от резервных источников питания, а для музыкального сопровождения на первом месте стоит полоса воспроизводимых частот и динамический диапазон.

Особо хочется остановиться на размещении световых оповещателей «Выход» и направлении движения при эвакуации. От возможности однозначно ориентироваться по ним во время пожара зависит жизнь сотен людей.

Хорошо, когда вся эта система пожарной безопасности сможет выполнить в полной мере свои задачи в автоматическом режиме. Но так бывает не всегда. Значит, требуется предусмотреть вмешательство дежурного персонала. А достаточна ли квалификация этого дежурного персонала, чтобы в дистанционном режиме управлять такой огромной системой. Хотелось бы, чтобы у этого дежурного персонала был электронный помощник с набором уже готовых алгоритмов и подсказок. А чтобы управлять этой системой не вслепую, помимо общей системы видеонаблюдения, которая обычно устанавливается для исключения краж и контроля за действиями покупателей, имеет смысл поставить еще и специализированную систему или подсистему видеонаблюдения, которая давала бы информацию о ходе эвакуации людей, состоянии эвакуационных выходов, развитии пожара и задымления здания и т.п. Нет, это не отдельная самостоятельная система, а только часть общей, но с иными задачами.

Практический опыт, с технической точки зрения, по обеспечению пожарной безопасности на таких объектах заслуживает отдельного рассмотрения и изучения. В данном номере журнала появляется возможность к этому хоть как-то прикоснуться, и я уверен, что это будет всем полезно.

Источник: Algoritm