Пожарная безопасность гостиницы. Как все начинается

Иванов Павел Владимирович

генеральный директор ООО «Нонфаир»

Гостиницы являются неотъемлемой частью бизнес-жизни во всем мире. Поданным Росстата, номерной фонд гостиничных номеров в России за последние 15 лет вырос в 2,5 раза! А так как гостиницы - это здания с массовым пребыванием людей, то к пожарной безопасности должны предъявляться высочайшие требования. К примеру, один очень известный сетевой гостиничный бренд может похвастаться тем, что за более чем 100-летнее существование в этих гостиницах при пожарах не погиб ни один человек. Те компании, которые строят здания для этой сети, знают тот самый знаменитый слоган: «Сдал пожарную безопасность - сдал гостиницу!». А как обстоят дела на самом деле с пожарной безопасностью гостиниц в России?

Давайте затронем самое начало -создание гостиницы, - а именно, те проблемы, с которыми сталкиваются проектировщики/монтажники на самых ранних этапах проектирования систем пожарной безопасности.

Итак, действующие лица:

■ заказчик;

■ инвестор;

■ гостиничный оператор;

■ генеральный подрядчик;

■ авторский (технический) надзор/аудит (названий много, но функции данных органов по сути одинаковы);

■ подрядные организации (проектировщики и монтажники).

Каждое звено данной цепочки преследует свои интересы, которые в большинстве случаев расходятся с интересами товарищей по несчастью. Вся эта ситуация также негативно сказывается на системах противопожарной защиты гостиницы. Обычно это происходит так.

Заказчик хочет, чтобы его гостиница была самой лучшей, необычной, креативной. На данном этапе архитектор и дизайнер поражают своим творчеством. Пока о пожарной безопасности никто даже и не вспоминает, хотя именно на этом этапе необходимо прорабатывать размещение элементов противопожарной защиты. Это и размещение пожарных извещателей в номерах и коридорах (общих зонах), размещение спринклеров, громкоговорителей, табло «ВЫХОД», первичных средств пожаротушения и т. д. Дизайн перечисленных элементов не всегда устраивает заказчика и его творческий коллектив, но если на самой ранней стадии проектирования начать об этом задумываться, учитывать их уже как элемент дизайна (а может и как-то креативно обыграть) -это сэкономит в будущем массу времени и облегчит жизнь многим звеньям данной цепочки, а возможно, и спасет многие жизни посетителей гостиницы при реальном пожаре.

Единственное, что может усугубить данную ситуацию - это неопределенность с вендорами. Пожарные извещатели, громкоговорители и т. д. разных вендоров имеют различный дизайн, цветовые характеристики и габаритные размеры. На данном этапе выбор вендора может ограничить инвестор, которому за минимальные деньги необходимо поставить оптимальный набор систем, не нарушающих действующие нормы. Тут же подключается гостиничный оператор, который за свой многолетний опыт выработал ряд решений в области пожарной безопасности. Оператору собственно и эксплуатировать гостиницу под своим брендом, поэтому с его мнением нельзя не считаться. У многих международных операторов требования по безопасности иногда превосходят действующие нормы той страны, в которой построена гостиница. К примеру, у многих обязательно пожаротушение на кухне (локальная система пожаротушения воздуховодов и нагревательных поверхностей) или использование оборудования, которое соответствует стандарту FM Global и т. д.

Определиться с вендорами по пожарной безопасности - казалось бы, что может быть проще. Но не тут то было. На данном этапе работают все звенья в полную силу, лоббируя нужных подрядчиков. И заказчик, и инвестор, и генеральный подрядчик и даже иногда аудит пытаются настоять на своем подрядчике, ища какие-то лазейки в требованиях гостиничного оператора, либо выдумывая несуществующие преимущества. Не забываем, что дизайн и размеры элементов противопожарной защиты разный и выбор вендора, отличный от того, на которого рассчитывали дизайнеры, может нарушить процесс работы, а особенно смена вендора в самый последний момент.

Иногда даже происходят «чудеса». Замена оборудования происходит уже после утвержденной заказчиком рабочей документации. Обычно это происходит под давлением инвестора, который решил немного сэкономить. Новый вендор за свой счет (и обычно на скорую руку) переделывает рабочую документацию, чтобы его марка оборудования фигурировала в данной гостинице. Естественно, спешка ни к чему хорошему не приводит. Непродуманные должным образом решения только усугубляют ситуацию с пожарной безопасностью в гостинице в целом. Иногда и сам новый вендор уже и не рад, что его оборудование выбрали в самый последний момент. Подводят и сроки поставки (если это импортное оборудование и его нет на складах в России), и большое количество ошибочных решений (переделок уже смонтированного оборудования), принятых под давлением инвестора или заказчика.

Не оставим сегодня без внимания вечный спор дизайнера и подрядчика по пожарной безопасности. На этом этапе очень важна работа авторского надзора, который должен убедить все звенья, что в первую очередь важна пожарная безопасность. Также на самом начальном этапе авторский надзор должен озвучить подрядчикам свои требования к приемке систем противопожарной защиты здания. В наших действующих нормах почти в каждом абзаце встречаются фразы «по возможности», «допускается», «если не выполняется хотя бы одно из этих требований», которые можно трактовать по-разному. Конечно, и авторскому надзору, и подрядчику будет намного легче, если они будут разговаривать на одном языке. Например, в СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» существует пункт, которым многие пренебрегают, так как в нем фигурирует фраза «по возможности»: «13.3.17. Извещатели должны быть ориентированы таким образом, чтобы индикаторы были направлены по возможности в сторону двери, ведущей к выходу из помещения». Можно долго спорить, была ли возможность у подрядчиков установить извещатели индикатором к выходу или нет и зачем вообще их ставить таким образом, ведь это не повлияет на работу пожарного извещателя и т. д. Но такой пункт есть, и при желании можно им воспользоваться и заставить переориентировать пожарные извещатели уже в готовых номерах гостиницы.

Для того чтобы каждое звено действовало оптимально, не нарушая интересов друг друга, необходимо:

■ на этапе разработки архитектуры и дизайна гостиницы учитывать все возможные элементы системы противопожарной защиты здания;

■ четко определиться с вендорами каждого раздела системы противопожарной защиты и выбирать подрядчика для проектирования/монтажа конкретной марки и конкретного типа оборудования, основываясь на функционале, доступности и экономической целесообразности применения данного типа оборудования;

■ определиться с требованиями технического/авторского надзора к проектированию, монтажу и приемке систем противопожарной защиты;

■ соблюдать интересы каждой из сторон, оставаясь в рамках действующих норм и правил.

На самом деле, ситуация до смешного простая: необходимо просто выполнить все требования действующих норм и правил пожарной безопасности. А еще необходимо понимание и осознание, что постояльцу гостиницы не важно, пострадает он при пожаре в пятизвездочной гостинице с изысканным дизайном или обычном хостеле. Результат будет один и тот же. Думаю, что грамотным проектировщикам, инвесторам, заказчикам и всем участвующим лицам в процессе создания гостиницы будет приятно осознавать, что системы противопожарной защиты работают должным образом и, несмотря на сложности дизайна и прочих моментов, вовремя сработавшая пожарная сигнализация, пожаротушение, система оповещения, дымоудаления и подпора воздуха минимизирует ущерб от пожара, а главное, сохранит жизнь и здоровье постояльцев и персонала гостиницы.

Информация и фото с https://algoritm.org/arch/arch.php?id=88&a=2151