Тесаков Вячеслав Юрьевич
генеральный директор ООО «РАВЕЛИН»
Редакцией журнала мне было предложено описать оптимальное решение для системы безопасности жилого комплекса на базе многолетнего опыта работы нашей компании. В своей статье я отталкивался от описания объекта, которое приведено в разделе «Решения для типового объекта» в этом выпуске журнала. Когда я начал читать техническое задание, предложенное редакцией, поймал себя на мысли, насколько отличаются подходы работников служб безопасности и охранных фирм от реальных потребностей жильцов. Корень проблемы в том, что охранное предприятие предпочтет организовать на территории ТСЖ небольшой «концлагерь», аргументируя это максимальной безопасностью для жильцов. Но для обычного жильца, как ни странно, требуется просто ощущение безопасности в родном доме. Конечно, есть объекты, особенно малоэтажные комплексы, где живут очень обеспеченные люди, которые максимально пытаются отгородиться от проникновения людей, не принадлежащих к их кругу. Но в большинстве случаев ТСЖ или застройщик рассчитывает на зону комфортной безопасности, как бы странно это ни звучало. Именно лозунг «комфорт и безопасность» максимально отражает реальные запросы.
Попробую кратко изложить самые распространенные пожелания наших клиентов:
1. Система домофонной связи, желательно максимально удобная и дешевая. Интересное сочетание, не правда ли? Но найти «золотую середину» профессионал всегда сможет.
2. Система защиты и контроля периметра, т. е. чтобы в моем дворе можно было гулять и парковаться спокойно. А то «понаедут тут всякие»!
3. Доступ к сведениям о работе управляющей компании, о выполнении ей взятых обязательств.
К этим трем пунктам сводится лозунг «комфорт и безопасность».
В чем иногда удается убедить заказчика и, соответственно, что добавить в систему - контроль технологических помещений (чердаков, лифтовых и т. п.). Впрочем, аргумент вписывается в минимальную концепцию - контроль обслуживающей организации.
Несомненно, в концепцию безопасности входит и охрана. Но в качестве «охранной структуры» в 99% случаев выступает диспетчер. Если это не элитный жилой комплекс, то никакой охранной организации в нем нет. За все отвечает председатель или диспетчер, который на самом деле ни за что не отвечает.
Определившись с основными задачами, попробуем изложить требования к оснащению объекта с точки зрения регулирования доступа для людей и автотранспорта. Именно эта функция определяет выполнение нашего задания.
Повторим кратко основные параметры объекта:
«ЖК представляет собой закрытую территорию, состоящую из трех двухсекционных 10-этажных зданий (с подземной закрытой автостоянкой) и прилегающей территории. ЖК расположен на перекрестке двух улиц. Здания расположены буквой «Т» (соответственно, 2 здания вдоль одной улицы, а одно внутреннее, разделяющее территорию на две части). Прилегающая территория с трех сторон имеет металлическое заграждение высотой 4 м.
В каждом здании 2 подъезда. Для въезда и прохода на территорию в ограждении ЖК предусмотрены двое ворот (основные автоматические для въезда жильцов и запасные с ручным открытием) и две калитки. Парковка автомобилей на территории ЖК запрещена».
Сегодня на рынке представлено большое количество систем домофонной связи разных производителей, которые смогли бы решить данную задачу. Не забываем, что данные системы осуществляют функции СКУД, и выбирать их правильнее с учетом всего функционала контроля доступа. Естественно, желательно выбирать ту, которая позволила бы решить задачу комплексно и недорого. Что это значит?
Во-первых, система должна обеспечивать связь с квартирой от нескольких панелей, установленных в разных местах, например, на калитке и в подъезде. Во-вторых, обеспечивать связь с диспетчером жилого комплекса. В-третьих, обеспечивать доступ жильцов при наборе кода или по ключам-идентификаторам.
Но кроме этого, современные системы позволяют создать полноценный мониторинг и управление/администрирование системы доступа и связи жилого комплекса с АРМ диспетчера-охранника. Для этого необходимо, чтобы была обеспечена возможность объединения домофонов и контроллеров СКУД в единую систему по интерфейсу RS-485 или Ethernet.
Это важный момент, который нельзя упускать. Именно данное техническое решение позволяет не только организовать систему связи и доступа на территорию жилого комплекса, но и благодаря интеграции с системой контроля доступа полностью реализовать систему комфортной безопасности на всей его территории. Достигается это за счет появления новых возможностей по интеграции с другими подсистемами безопасности при использовании оборудования и программного обеспечения СКУД. Это же техническое решение позволяет оптимизировать работу службы эксплуатации жилого дома, так как диспетчер оперативно может получать информацию о состоянии оборудования домофонной системы и других подсистем, имеет возможность отключать неплательщиков от системы домофонной связи и от доступа в паркинг, управлять базой данных ключей, быстро разбираться в конфликтных ситуациях, связанных с работой служб эксплуатации, и т. п.
Еще два слова о требованиях к СКУД, которые предполагается использовать в жилом доме или группе домов.
Во-первых, как уже упоминалось, это возможность интеграции с домофонной системой в единый комплекс. Во-вторых, универсальность с точки зрения используемых интерфейсов связи (RS-485, Ethernet). В-третьих, это наличие решений для контроля автотранспорта. В-четвертых, простая интеграция с системой охранного телевидения.
Такой подход позволит уменьшить эксплуатационные издержки и быстро реагировать на новые запросы заказчика.
Как уже упоминалось выше, мы рекомендуем нашим заказчикам устанавливать средства контроля доступа также на двери чердаков, подвалов, лифтовых и т. п., с целью контроля работы обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. Причем доступ в данные помещения может производиться по команде диспетчера, и в этом случае он всегда будет точно знать, где находится и чем занят сотрудник эксплуатирующей организации.
На заданном объекте предусмотрена организация въезда/выезда автотранспорта на территорию жилого комплекса через двое ворот и через ворота паркинга.
Для данного объекта въезд в подземный паркинг организуется по постоянным идентификаторам, поскольку места в нем распределяются между жильцами дома согласно оговоренным квотам. Так как движение на всех въездах осуществляется по реверсивной схеме, то необходимо организовать управление движением автотранспорта с помощью светофоров, чтобы избежать конфликтных ситуаций между водителями, двигающимися по одной полосе. Как правило, в этом случае необходимо использовать специализированный контроллер, который позволяет организовать данную схему движения. При этом важно, чтобы контроллер был универсальным и позволял варьировать типы используемых идентификаторов. Более того, данное решение должно позволять использовать одновременно несколько вариантов идентификации автотранспорта при организации проезда, например, номер транспортного средства и метку идентификатора. Возможна реализация вариантов проезда с подтверждением с пульта диспетчера. В некоторых случаях должна присутствовать возможность организовать просто удаленное открывание преграждающего устройства (замка, шлагбаума) с пульта диспетчера.
Оснащение подземного паркинга, как правило, происходит по минимальной схеме, т. е. организация въезда/выезда. Такой подход провоцирует появление проблемы занятости распределенных парковочных мест из-за действий недобросовестных жильцов. Чтобы этого избежать, необходимо решить проблему некопируемости идентификаторов, по которым въезжает автотранспорт, и реализовать по-квартирный учет количества машин, находящихся в паркинге.
Как правило, ограничение доступа автотранспортных средств на территорию жилого комплекса предполагает решение задачи «чистый двор». Это возможно, когда доступ автотранспортных средств организовывается по специальным идентификаторам либо по временной схеме, либо на платной основе. Организация временного въезда транспортных средств может происходить по разным принципам:
■ по идентификатору, выданному жильцу;
■ на основании номера транспортного средства, внесенного в базу жилого комплекса;
■ на основании решения диспетчера.
Но во всех случаях, поскольку время нахождения на территории ограничено, так же как и количество мест на парковке, необходимо, чтобы был реализован алгоритм регистрации и подсчета времени нахождения гостевого автотранспорта.
Целесообразно в комплексе жильцам выдавать по одной метке-идентификатору, которая давала бы возможность доступа как на территорию, в т. ч. и на автомобиле, так и во все разрешенные помещения.
Наш опыт показал, что оптимальными для жилых комплексов являются недорогие комплекты телевизионного оборудования,основанного на использовании IP-камер. При этом сами заказчики чаще всего выбирают видеорегистраторы в части системообразующего оборудования. Такой подход определяется простотой обслуживания подобной системы, но затрудняет ее интеграцию с подсистемой СКУД. А для оптимального решения предложенной задачи, организации комфортной безопасности, это очень важно. Поэтому при создании системы охранного телевидения жилого комплекса мы рекомендуем использовать видеорегистраторы, реализованные на базе известных программных продуктов, таких как «Интеллект», «Трассир» и «Линия».
Для организации эффективного контроля за территорией и в помещениях жилого комплекса мы рекомендуем устанавливать телевизионные камеры, обеспечивающие качественную картинку с разрешением 1-2 Мп. Обычно это вполне устраивает заказчика.
Места установки камер выбираются, исходя из следующих особенностей объекта:
■ Контроль мест работы управляющей компании:место складирования и вывоза мусора, лифтовые, места уборки мусора и т. п. Здесь даже больше важен сам факт установки камеры, чем качество получаемого изображения, т. к. они создают «стимулирующий» эффект для сотрудников управляющих компаний.
■ Контроль в местах установки средств СКУД для организации эффективного разбора конфликтных ситуаций. Однако в реальности, конечно, таких мест достаточно много, и поэтому приходится экономить. Наиболее важно контролировать въезды/выезды и первые этажи подъездов, т. к. именно здесь возникает наибольшее количество неприятных событий.
■ Еще одно место постоянных конфликтов - парковки. И если на улице можно обойтись общим планом, так как автотранспорт приезжает на ограниченное время, то в подземной парковке необходимо иметь картинку высокого качества, поэтому желательно устанавливать камеры с хорошим разрешением - не менее 2-3 Мп.
■ Контроль мест отдыха: детской и спортивной площадки. Здесь тоже необходимы камеры высокого разрешения, чтобы можно было четко идентифицировать нарушителей правил отдыха.
Управление системой связи и доступа жилого комплекса (АРМ диспетчера-охранника) должно быть реализовано на базе единого программного обеспечения. Это упрощает его эксплуатацию. При выборе ПО необходимо убедиться, что оно может выполнять хотя бы минимальный функционал, необходимый для данного типа объекта:
■ создавать и корректировать единую базу идентификаторов, как домофонов, так и контроллеров СКУД;
■ удаленно администрировать систему связи и доступа жилого комплекса;
■ удаленно управлять преграждающими устройствами (замками, шлагбаумами), расположенными на территории;
■ организовать эффективное взаимодействие системы доступа с подсистемой видеонаблюдения;
■ организовывать управление внешними устройствами (освещением, оповещением и т. п.).
Как уже упоминалось выше, данные средства используются в основном для повышения эффективности эксплуатации жилья и комфортности проживания жителей. Поэтому ограничения по доступу накладываются на неплательщиков, гостей дома и нарушителей установленных правил проживания. Коме того, полученные данные от средств видеонаблюдения и доступа используются как аргумент при расследовании конфликтных ситуаций, возникающих между жильцами или сторонними службами.
При этом установка специализированных программ, обеспечивающих интеграцию всех подсистем безопасности жилого дома, нецелесообразна в силу вполне определенных требований пользователей.
В заключение хочется еще раз отметить своеобразную специфику данной задачи. Рекомендации, изложенные в данной статье, - опыт, накопленный в результате многолетней работы на данном рынке, в том числе и при реализации данного комплексного подхода на базе использования оборудования домофонов «Vizit» и «Элтис» и средств контроля доступа нашего производства.
"Алгоритм Безопасности" № 3, 2016 год.