Автор: Алексей Омельянчук, эксперт
Какой, думаете, самый главный критерий выбора оборудования для проектировщиков больших заводов? Широкий температурный диапазон? Стойкость к электромагнитным помехам? Прочный металлический корпус?
Все это верно, но не главное. Главная мантра проектировщиков промышленных систем – «унифицированные комплекты высокой заводской готовности».
Тому есть много причин.
Во-первых, ОПС – лишь малая и далеко не главная часть при проектировании нового завода. В процессе проектирования главный проектировщик техпроцесса десятки раз прибегает с криками «концепция поменялась, все переделываем». При этом, конечно, хочется переделывать по минимуму – сроки-то никто не менял. Поэтому комплекты должны быть максимально унифицированные, пусть избыточные (изначально закладывается 30–50% запаса по всем параметрам). Зато проектировщики завода в целом не вдаются в детали и исходят из того, что на каждый цех нужен один комплект типа «А» и дополнительно на каждые 100 000 кв. мов нужен один комплект типа «В». Это не значит, что проектировщики ленивые или глупые, наоборот, они умеют максимально эффективно организовать свою работу. При пусконаладке (а если честно, то за первый год эксплуатации, пока все притирается) фактический проект будет доработан «по месту», причем если что-то купить забыли, то докупить практически невозможно, не до того всем. Ну а если образовались лишние изделия, можно попробовать на них выменять в соседнем цеху что-то ненужное там.
Во-вторых, и это, пожалуй, еще важнее, никто не будет выделять монтажникам ОПС отдельную пару месяцев на работы. Как только цех накрыт крышей (или хотя бы поставлены стены), можете начинать работу, только чтобы не мешать монтажникам технологического оборудовании и, боже вас упаси, не успеть все закончить к моменту планируемого пуска. Конечно, технологические линии тоже не будут готовы, но с ними руководство будет разбираться вдумчиво и терпеливо, а задержки со стороны «вспомогательных систем» решаются по-кавалерийски: раз, и вот уже на объекте работы ведет другая компания, а вы не то что не получите оплату за выполненные 99% работ, но еще и неустойку должны окажетесь.
Поэтому все, что можно, надо заранее в заводских условиях смонтировать в один большой железный ящик, включая всевозможные блоки питания, защиты, искробезопасности, подавления помех, резервирования и т. д. (плевать, если он будет весом и размерами напоминать автобус), соединить межблочными линиями, проверить, сконфигурировать и потом просто привезти на объект (там найдутся автопогрузчики, способные перемещать небольшие океанские лайнеры), установить и подключить внешние коммуникации. Да, линейные кабельные линии, вероятно, будут проложены одновременно с остальными кабелями третьей компанией и кабели также будут по возможности унифицированы, а вовсе не оптимальные для вашей системы, что также ведет к значительной избыточности центрального оборудования, но и значительно снижает стоимость прокладки кабелей. Конечно, оконечные устройства (извещатели, сирены и т. д.) нельзя смонтировать заранее, но именно поэтому все, что можно сделать заранее, должно быть сделано заранее. Ну, и конечно, изготовитель комплекта дает гарантию именно на комплект, и приемосдаточные испытания (с реальным участием представителя заказчика, а не для галочки, как все обычно делается для госструктур) проводятся для комплекта в целом. Кстати вся эта идеология «унифицированных комплектов» разработана давным-давно именно для армейского применения. Другое дело, что там она служит для другой цели – обеспечить шанс на нормальную работу объекта в условиях, когда весь задействованный персонал озабочен или блеском сапог, или перекладыванием ответственности на кого-то другого. А вот при хоть сколько-то конкурентном участии нескольких организаций в создании промышленного объекта эта методика, несмотря на явную избыточность всего-всего, позволяет именно экономить деньги для всех участников процесса. Да, они тоже заинтересованы не в конечном результате (будь то выпуск шоколадных батончиков или бензина марки Аи-120), а в зарабатывании денег, но именно это им и облегчается.
Упомяну и про унификацию комплектов ЗиП. В достаточно большой корпорации номенклатура расходных материалов настолько широка, что, если вам в запас нужны еще 10 наименований, будьте уверены, что у вас никогда не будет в наличии всех 10. Один тип забыли закупить, второй тип по ошибке отправили в Новосибирск и т. д. Один-два типовых комплекта можно обеспечить в наличии, и чтобы это наличие регулярно пополнялось по мере расходования. И плевать, что типовой комплект включает в себя и тепловые, и дымовые пожарные извещатели, хотя в одном цеху стоят только первые, а во втором – вторые. Это просто дешевле, чем время от времени гонять самолетом срочно понадобившиеся.
А теперь перейдем к пользовательскому интерфейсу. Ваши любимые контроллеры ОПС имеют красивые экраны, удобные кнопочки, да? Забудьте. Все это, равно как и светодиодные индикаторы на отдельных контроллерах, и веб-интерфейс для программирования контроллеров, может немного порадовать инженера-ремонтника, когда он заглянет в один из тех самых металлических контейнеров, установленных в самых невостребованных местах (эти два квадратных метра никому больше не понадобились). Единственный повседневно реально используемый пользовательский интерфейс – это SCADA-система у диспетчера завода и начальника смены в цеху. Собственно, пользовательский интерфейс может быть и компьютерным терминалом (в том числе огромной видеостеной из десятков дисплеев), и классическим пультом с сотнями лампочек и тумблеров, не важно, ваша охранная или пожарная система туда будет подключена через вполне современную компьютеризованную SCADA.
Конечно, один из вариантов подключения – несколько сухих контактов с интегральными дискретными сигналами «пожар цех1», «пожар цех 2» и т. п. Но, конечно, значительно полезнее передать больше информации, чтобы люди, управляющие технологическими линиями, могли быстрее оценить, какое оборудование и когда надо выключить, а какое может продолжать работать. Очень обидно, если непотушенный окурок в бытовке на складе металлоизделий приведет к аварийной остановке всего завода только потому, что диспетчер не смог понять, где пожар. Поэтому интерфейс должен быть более подробный и сообщать не только о пожаре, но и о неисправностях, и о предполагаемых неисправностях с достаточной локализацией, чтобы диспетчер, вызывая ремонтников, мог им сразу достаточно четко сформулировать задачу. Они потом придут во многажды упомянутый металлический контейнер, подключат свои тестеры-пульты-компьютеры и выяснят много подробностей (если, конечно, сами по себе контроллеры ОПС это умеют выдавать), но первоначально они должны хотя бы представлять, сколько и каких специалистов высылать и какие инструменты и запчасти им с собой стоит захватить. Поэтому предполагаемое к использованию оборудование должно уметь хотя бы что-то из ряда MODBUS, OPC, BACNET, ну или встречаются иногда другие, более специфические варианты. Но перечисленные здесь – наиболее распространены и могут быть (в крайнем случае, через универсальный шлюз третьего производителя) подключены к любой SCADA-системе.
Строго говоря, количество информации, которое может произвести ОПС, невелико. Даже простейший MODBUS обеспечит передачу информации о десятках тысяч извещателей. Главное, чтобы там передавалась не только самая простая информация, но и хотя бы какие-то предупреждения о неисправностях. Ибо надежная система не столько та, которая редко ломается, сколько та, которую легко и дешево за заданное время восстановить.
Информация и фото с http://www.tzmagazine.ru/jpage.php?uid1=1627&uid2=1703&uid3=1721