Красовский Андрей Александрович, кандидат технических наук, руководитель Департамента радиочастотнойидентификации Группы Компаний ISBC
В настоящее время весовые комплексы получили широкое распространение. Существует множество сфер, где они стали обязательным атрибутом:
Для взвешивания автомобилей можно применять любой весовой комплекс, достоверность результатов зависит от производителя и от модели весов. Результаты взвешивания сохраняются в системе, однако возникает проблема достоверности при учете транспортных средств и грузов. Проблема возникает по субъективным причинам, так как данные чаще всего вручную вводит оператор или диспетчер. Влияние обычного человеческого фактора снижает скорость работы и искажает информацию, возможны не только ошибки, но и подлоги.
Кроме того, на въезде автотранспорта для взвешивания нередко возникают затруднения в движении. К ним приводит медленная регистрация прибывающихмашин, бумажная волокита, коррупционная составляющая сотрудников. В итогеавтотранспорт простаивает, снижаетсяэффективность рабочих процессов, руководство получает ошибочную информацию, а бизнес несет значительные убытки.
Для повышения эффективности взвешивания автотранспорта оптимально использование технологии радиочастотной идентификации (RFID). Это технология Интернета вещей, реально отработанная и применимая в практической производственной деятельности и логистике. RFID позволяет безошибочно идентифицировать автомобиль, проходящий взвешивание, при этом человеческий фактор полностью исключается. Применение радиочастотной идентификации помогает повысить эффективность учета ТС и грузов и осуществить автоматическое управление исполнительными устройствами(светофорами, шлагбаумами, воротами).
Полагаясь на данные весовых комплексов, предприятия ведут статистику. По накопленной информации рассчитываются показатели эффективности работы всего транспорта, отдельных автомобилей и водителей. В частности, ведется точный учет количества рейсов и перевозимых грузов. Использование RFID-технологий повышает качество управленияавтотранспортом, обеспечивает менеджмент актуальной информацией о рабочих процессах, что позволяет приниматьсвоевременные и правильные решения.
Рис.1 Идентификация автомобиля с использованием технологии RFID
В основе системы радиочастотной идентификации лежит RFID-метка частотного диапазона UHF — миниатюрное устройство, которое хранит уникальный номер. Как правило, метки представлены в виде наклейки на лобовое стекло автомобиля, в виде карты, которая выдается водителю или в виде корпусной метки, устанавливаемой на кузов или прицеп транспортного средства. RFID-метка имеет необходимую защиту от перехвата индивидуального кода и, при необходимости, может быть защищена паролем.
Наклейка на лобовое стекло является одноразовой, при снятии метка разрушается и перестает работать (что исключает возможность передачи другому лицу). Корпусная метка закрепляется на кузов разными способами (сварка, клей и пр.),что не позволяет подменить ее.
Если закрепление метки на кузове нежелательно, например, для временно арендованного или личного транспорта, то применяется пластиковая карта частотного диапазона UHF. Она аналогична банковской по размеру и выдается водителю.
RFID-метка, попадая в зону действия RFID-считывателя, отвечает своим уникальным номером или дополнительными данными, закодированными в ее память. Процесс идентификации происходит автоматически. В зависимости от потребностей, оборудование позволяет идентифицировать ТС еще на подъезде к весовому комплексу либо на конкретном месте. Дальность настраивается программно иможет составлять от 0,5 м до 12 м.
Рис. 2. Решение для RFID-идентификации на весовой
В состав системы для RFID-идентификации на весовой входят:
Предлагаемая система может применяться для транспортных средств любого типа и любых габаритов, от небольшихавтомобилей до карьерных самосвалов.
В системе ISBC может применяться весовой комплекс любого производителя. Рекомендуется применять электронную систему, в которой результаты взвешивания транспортного средства поступают в информационную систему автоматически.
1. Очень часто решение требует интеграции в информационную систему предприятия. Необходимо применение средств разработчика, называемых SDK. Набор средств разработчика должен обладать совместимостью со всеми ключевыми операционными системами и обладать компонентами для интеграции с наиболее распространенными бизнес-приложениями.
Оптимальный вариант для заказчика — бесплатное предоставление SDK на языках программирования C++, C#, JAVA под операционные системы Windows, Linux, MAC при покупке RFID-оборудования, что предлагает ISBC. К нему прилагается ActiveX-компонент для интеграции, например, в 1С, а также необходимые API-библиотеки. С таким мощным SDK интеграция оборудования занимает минимум времени.
2. При выборе оптимально остановиться на RFID-оборудовании, которое позволяет пересылать данные о метке сразу в программу, именно в то ее место, где мерцает каретка ввода данных, и поддерживает интерфейс RS-232. Это позволяет подключить устройство к любому контроллеру, в том числе к некоторым типам весов с аналогичным интерфейсом. Современные весы предназначены для интеграции в комплексы, для этого производители весов предоставляют комплектдля разработчика, так называемый SDK.
3. Рекомендуется применять пассивные радиочастотные метки для идентификации грузовиков. Они не требуют источника питания, не разрядятся и не потребуют замены батарейки. Электронный чип, расположенный в метке, заряжается от поля RFID-антенны. Электроника как метки, так и RFID-оборудования достаточно чувствительна, поэтому излучение антенны крайне слабое, сопоставимо с излучением сотового телефона и абсолютно безопасно.
4. При настройке считывателя и антенн следует привлекать профессионалов. Ошибки в диаграммах направленности и другие некомпетентные действия приведут к неработоспособности всего комплекса в целом. Только профессиональные инженерные команды, разбирающиеся в радиоэлектронике и RFID-технологиях, обеспечат работоспособность системы.
5. Не следует забывать о российской действительности: резких перепадах температур, влажности и осадках. Дешевые решения на оборудовании неизвестных производителей будут неработоспособны при низких температурах, вплоть до заклинивания шлагбаумов и барьеров (при их наличии) зимой. Профессиональные инженеры применяют системы подогрева и другие методы, позволяющие RFID-решениям постоянно работать на предприятиях всех климатических зон РФ.
RFID-решения для идентификации автотранспорта на весовой могут одновременно применяться для системы автоматического проезда на территорию предприятия. У контрольного пункта на въезде, если он отличен от весовой, размещаются считыватель и антенны, которые позволяют считать RFID-метку с расстояния до 8–12 м (дальность чтения настраивается). При въезде через весовую остается лишь интегрировать уже установленное оборудование с системой контроля и учета доступа (СКУД) автотранспорта.
Высокая дальность чтения метки позволит заранее подать сигнал на открытие шлагбаума или ворот, таким образом легковой автомобиль или автобус может проехать на территорию без остановки, что экономит время. Информация о времени въезда автотранспорта на территорию в дальнейшем может быть использована в информационной системе предприятия. Работа совместно с системами распознавания номеров позволит добиться высокой степени безопасности, двухфакторного контроля проезжающих машин по государственному номеру и RFID-метке.
Рис. 3. Вместо метки можно использоватьпластиковую карту
Системы радиочастотной идентификации предоставляют множество преимуществ:
RFID-технологии являются практически применимым видом решений Интернета вещей. Это не «умные чайники» из рекламы, а отработанные и эффективные системы, интегрирующие транспортные средства и информационные системы предприятий. Радиочастотная идентификация обеспечивает диджитализацию логистики, что приводит к росту конкурентоспособности бизнеса и предоставляетновые перспективы для развития.
Информация и фото с https://algoritm.org/arch/arch.php?id=93&a=2261