Виктор Кривошонок
Председатель Совета СРО Союз организаций
"Автоматизированные системы безопасности",
генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н.
Саморегулируемая организация Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности" занимается правовым обеспечением деятельности по дублированию сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны (так называемый пожарный мониторинг). Основные заблуждения, которые существуют на рынке систем безопасности по этому вопросу, мы сформулировали в виде мифов. Каждый из них мы развеем с помощью ссылок на нормативно-правовые акты и решения судов.
В связи с трагическими событиями на социальных объектах в 2006–2009 гг. в ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" были внесены изменения, согласно которым тревожный сигнал должен поступать с социально значимых объектов (школы, больницы, детские сады, дома престарелых и др.) в пожарную часть напрямую в автоматическом режиме "без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации", что позволяет в несколько раз сократить время прибытия пожарно-спасательных подразделений.
Во исполнение требований ч. 7 ст. 83 Технического регламента Научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) были разработаны комплекты рабочей конструкторской документации и опытные образцы комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов.
Приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 был принят на снабжение в МЧС России программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, с условным наименованием ПАК "Стрелец-Мониторинг". ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой составную часть разработанной ФГБУ ВНИИПО МЧС России комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов. Оснащение пожарных частей оборудованием ПАК "Стрелец-Мониторинг" проводилось в результате открытых конкурсов на поставку в 2010–2012 гг.
Никакого оборудования для приема сигналов о пожаре в пожарных частях до разработки и внедрения ПАК "Стрелец-Мониторинг" не существовало, поскольку требование о дублировании сигналов о пожарах в пожарную часть в автоматическом режиме для объектов классов Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. (школы, больницы, детские сады, дома престарелых, гостиницы и т.д.) впервые появилось в Техническом регламенте лишь в 2012 г. (на основании Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ), причем вступление в силу этого требования было отложено до 2014 г.
Ст. 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Прием и отработка сообщения о пожаре, в том числе при его поступлении в автоматическом режиме от системы пожарной сигнализации объекта защиты (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), являются первоначальным этапом аварийно-спасательных работ, а значит должны осуществляться на безвозмездной основе. Прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом обязан осуществлять диспетчер службы оперативного обеспечения (диспетчерской связи) территориального и/или местных пожарно-спасательных гарнизонов, в функции которых входит прием и отработка сообщений о пожаре (вызове) и направление к месту пожара (вызова) сил и средств пожарно-спасательных подразделений пожарно-спасательных гарнизонов в соответствии с расписанием выезда. Ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" говорит о том, что вызов экстренных оперативных служб является бесплатным на всей территории Российской Федерации.
Рынка пожарного мониторинга не существует. Услуги по приему/передаче сигнала о пожаре, которые мониторинговые компании оказывают социальным объектам, незаконны и являются мошенничеством.
Вопросы выбора и использования противопожарного оборудования, в частности ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием, находятся в прямой компетенции МЧС России. Это было неоднократно установлено решениями арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Из постановления суда апелляционной инстанции по делу № А56-54896/2012: "Одна из основных задач МЧС России – осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах (пп. 5 п. 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). То есть вопросы использования противопожарного оборудования, в частности системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием, находятся в прямой компетенции МЧС России. Кроме того, деятельность противопожарной службы МЧС России (в том числе деятельность по использованию противопожарного оборудования) осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров…" Выбор оборудования, канала связи с учетом его характеристик и требований действующего законодательства относится к компетенции органов МЧС России, исходя из приведенных ранее положений федеральных законов "О связи", "О пожарной безопасности" и других законов и нормативных правовых актов, включая ведомственные акты МЧС России".
Определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-6005/14 по делу № А56-54896/2012: "Выбор технологической схемы передачи извещений и применение того или иного оборудования не подлежит судебному контролю и относится к компетенции МЧС России".
Вопросы выбора и использования противопожарного оборудования, в частности ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием, находятся в прямой компетенции МЧС России.
В соответствии с Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 26.10.2017), МЧС России осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг только по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. П. 9 Положения определены полномочия МЧС России, которое разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для спасательных воинских формирований, подразделений и воинских частей федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу.
В соответствии со ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная техника подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия осуществляется в форме проведения исследований (испытаний), приемки и разрешения на применение (п. 15 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу).
Согласно Указу Президента РФ от 12.02.2008 № 189с "О порядке принятия на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов образцов (комплексов, систем) вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества" вновь разработанный (модернизированный) образец (система, комплекс), предназначенный для обеспечения деятельности сил МЧС России, подлежит принятию на снабжение.
В соответствии с приказами МЧС России от 21.02.2008 № 76 "О совершенствовании организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в системе МЧС России", от 30.07.1999 № 411 (в редакции приказа МЧС России от 03.11.2011 № 663) "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки документов о принятии на вооружение (снабжение, в эксплуатацию, опытную эксплуатацию) сил МЧС России образцов (систем, комплексов) вооружения, техники и технического имущества":
Принимать и отрабатывать сигналы о пожаре с объектов защиты – это прямая обязанность МЧС России, для выполнения которой МЧС вправе применять только специальное оборудование, купленное в рамках государственного оборонного заказа. Специальное оборудование – это оборудование, прошедшее государственные испытания и соответствующее разработанным МЧС обязательным требованиям в области технического регулирования к оборонной продукции. К специальному оборудованию со стороны МЧС применяются особые требования, более жесткие, чем те, что содержатся в ГОСТах. Требования МЧС к специальному оборудованию по приему в автоматическом режиме сигналов о пожаре сформулированы в приказе МЧС России от 28.12.2009 № 743. Сертификат на соответствие систем передачи извещений ГОСТ Р 53325–2012 не дает право применять данное оборудование в подразделениях пожарной охраны.
Комплексная радиоканальная система адресного мониторинга безопасности объектов, составной частью которой является программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг", по техническим параметрам и функциональному назначению представляет собой систему передачи извещений о пожаре (СПИ). Комплексная радиоканальная система адресного мониторинга безопасности объектов создавалась на базе уже существующих СПИ. В этих целях ФГБУ ВНИИПО МЧС России на конкурсной основе проводило выбор соразработчика–производителя, система которого будет взята за основу.
Соразработчиком стало ЗАО "Аргус-Спектр". Выбор ФГБУ ВНИИПО МЧС России был обусловлен тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2007 сотрудники ЗАО "Аргус-Спектр" были удостоены звания "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" за разработку и внедрение охранно-пожарной и адресно-аналоговой пожарной радиосистемы "Стрелец". На базе "Стрельца" осуществлялись работы по созданию образца усовершенствованной СПИ, которые должны были позволить выполнять ряд необходимых для МЧС России функций.
При этом сама суть СПИ осталась неизменной именно в целях обеспечения конкуренции, чтобы любой производитель СПИ мог производить ПАК "Стрелец-Мониторинг" и приборы объектовые оконечные (ПОО) в соответствии со своим собственным протоколом связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО).
Соответственно, в разработку комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов не входили работы по созданию протокола связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО), поскольку он уже создан производителями СПИ и авторское право на него принадлежит последним.
Технические требования на ПАК "Стрелец-Мониторинг" не содержат требований к протоколу связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО).
В своем постановлении Арбитражный суд Московского округа по делу № А40-198265/2014 указал: "…оконечные устройства и объектовые приборы систем передачи извещений о проникновении и пожаре и систем передачи извещений конкретного производителя не могут быть подключены к системе другого производителя, поскольку у каждого производителя различные протоколы подключения его составных частей".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" система "Стрелец-Мониторинг" является государственной информационной системой, созданной в целях реализации полномочий МЧС России. В п. 9 ст. 14 этого закона прямо указано: "Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий".
Открытие протоколов связи между ПАК "Стрелец-Мониторинг" и объектовым оборудованием недопустимо, поскольку может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей (террористических организаций, спецслужб иностранных государств, криминальных структур и т.д.).
Доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматического вызова пожарных должен быть закрытым в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Открытие протокола связи может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей. Любой производитель СПИ может производить ПАК "Стрелец-Мониторинг" и приборы объектовые оконечные в соответствии со своим собственным закрытым протоколом связи.
Нормативные акты и судебные решения
ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой набор обязательных требований, разработанных МЧС России в области технического регулирования к оборонной продукции. ЗАО "Аргус-Спектр", который является производителем ПАК "Стрелец-Мониторинг", – это всего лишь производитель технических средств, подтвердивший в рамках государственных закупок по государственному оборонному заказу, что его продукция соответствует требованиям на программно-аппаратный комплекс, принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743.
В соответствии с приложением № 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 № 743 технические характеристики и конструкторская документация на программно-аппаратный комплекс не являются секретными, то есть доступны любому производителю.
Технические требования к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не содержат требований к протоколу связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО).
Любой производитель технических средств, подтвердивший в рамках государственных закупок по государственному оборонному заказу, что его продукция соответствует требованиям к программно-аппаратному комплексу, принятому на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743, может участвовать в конкурсах на поставку систем для автоматического вызова пожарных.
Для обеспечения передачи сообщений о пожаре на пульт ПАК "Стрелец-Мониторинг" Министерством обороны РФ для МЧС России выделен радиочастотный канал связи (разрешение от 29.11.2010 № 205/307/1979). Поскольку обеспечение передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны осуществляется по прямому бесплатному радиоканалу, выделенному МЧС России Министерством обороны РФ, объект защиты не несет финансовых затрат за передачу, прием и отработку извещения о пожаре, поступившего в автоматическом режиме в подразделения пожарной охраны.
Использование подразделениями МЧС России коммерческих каналов связи GSM, Интернет и других для приема/передачи сигналов о пожаре недопустимо, поскольку это означает:
Но самое главное – в соответствии с требованиями к сетям общего пользования Министерства информационных технологий и связи РФ в сетях подвижной связи допускается до 5% несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети. Это означает, что оператор не может гарантировать надежность канала связи и круглосуточную бесперебойную работу. В связи с проведением неотложных мероприятий в области обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при ЧС природного и техногенного характера предусматривается приостановление использования сетей связи и средств связи либо полное прекращение такого использования.
МЧС России письмом от 28 мая 2013 г. № 43-2284 допускает возможность построения систем мониторинга на каналах связи общего пользования только в районах с низкой плотностью защищаемых объектов, в которых мала вероятность перегрузки или отключения каналов во время ЧС. Но и в этом случае необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, возмещаются не за счет социальных объектов, а на основании договоров, заключаемых операторами связи с МЧС России.
Применение коммерческих каналов связи для автоматического вызова пожарных бригад недопустимо, поскольку в нарушение требований федеральных законов предполагает введение посредника (оператора связи) в схему передачи извещений о пожаре и передачу сигнала о пожаре на платной основе.
При использовании неспециализированного оборудования передача сигнала о пожаре осуществляется коммерческим организациями на платной основе.
Поскольку диспетчер дежурно-диспетчерской службы не вправе принимать поступающие сигналы на пульты неспециализированного оборудования, то данные сигналы от объекта транслируются на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) коммерческой структуры, работник которой в дальнейшем сообщает о поступивших сигналах диспетчеру по телефону.
Передача тревожного сигнала на пульты неспециализированного оборудования позволяет на легальной основе организовывать мошеннический бизнес – оказание "услуг" по приему/передаче сигнала о пожаре. Для придания видимости законности данной деятельности услуга по приему/передаче сигнала о пожаре камуфлируется под техническое обслуживание объектового оборудования.
Подобные схемы созданы в целом ряде регионов России. Например, в Свердловской области из 6800 социально значимых учреждений системой автоматического вызова пожарных подразделений оборудовано 6200 учреждений. При этом только с 2100 учреждений сигналы о пожаре поступают на ПАК "Стрелец-Мониторинг", с других 4100 учреждений сигналы о пожаре выводятся на приемное оборудование коммерческой организации.
Стоимость работ по поставке и монтажу объектового прибора коммерческой организации для одного объекта составляет около 80 тыс. рублей, соответственно, для 4100 объектов защиты – 328 млн рублей. Стоимость ежемесячного так называемого технического обслуживания объектового прибора коммерческой организацией составляет 3–3,5 тыс. рублей в месяц, соответственно, всех объектовых приборов, смонтированных на 4100 объектах защиты – 13 млн рублей ежемесячно. То есть на монтаж и техническое обслуживание приборов объектовых начиная с 2007 г. по настоящее время из бюджета Свердловской области направлено более 2 млрд рублей.
В Санкт-Петербурге цена "услуги по приему/передаче тревожного сигнала" с одного объекта в среднем составляет 8 тыс. рублей в месяц, то есть с 5 тыс. объектов – 40 млн рублей ежемесячно. За десять лет, что действует данная схема, "услуги по приему/передаче тревожного сигнала" стоили бюджету Санкт-Петербурга более 5 млрд рублей.
В силу того, что работник сервисного центра, куда поступают тревожные сигналы с объектов, не имеет обязательств по передаче поступивших сообщений о пожаре в пожарную часть и не несет за это никакой ответственности, у специализированных монтажных организаций отсутствует необходимость монтировать на объектах защиты работоспособное оборудование – достаточно просто установить муляжи и составить фиктивные акты о работоспособности, вводе в эксплуатацию и т.д. системы автоматического вызова.
Передача тревожного сигнала на пульты неспециализированного оборудования позволяет на легальной основе организовывать мошеннический бизнес – оказание "услуг по приему /передаче сигнала о пожаре". Средняя стоимость такой услуги с одного объекта по России составляет 5 тыс. рублей в месяц. В России 210 тыс. объектов, которые подлежат обязательному оснащению системами автоматического вызова пожарных. Таким образом, если все эти объекты будут подключены к неспециализированному оборудованию, за автоматический вызов пожарных, который по закону должен быть бесплатным, из бюджета страны ежегодно будет изыматься сумма в размере более 12 млрд рублей!
Нормативные акты
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2018
Информация и фото с http://lib.secuteck.ru/articles2/firesec/mify-o-pozharnom-monitoringe