Магазины и аэропорты "умнеют" на глазах

Александр Тихонов
Руководитель продуктового направления компании "ЛАНИТ-Интеграция"

 

Впоследние годы одной из самых популярных тем в ИТ является концепция IoT (Internet of Things) и все, что с ней связано. В общем смысле IoT – это вычислительная сеть физических объектов (тех самых вещей), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешним миром.

Технология на взлете? Обсудим в кулуарах

2017 год должен был стать годом масштабного внедрения IoT-решений в разных отраслях и их монетизации. А дальше ожидается лавинообразный рост проектов. Эксперты Research Nester предрекают подключение более 50 млрд устройств к 2020 г. и рост прибыли до 724,2 млрд долларов к 2023 г.

Однако стоит помнить, что все эти прогнозы формировались на основе оценок западных рынков и могут быть лишь отчасти применимы к российским реалиям. По нашим ощущениям, в России в 2017 г. динамика развития индустрии IoT мало отличается от предыдущего года. Растет общее понимание технологии, однако пока интерес большинства отраслей к IoT-решениям не продвигается дальше кулуарных бесед.

В нашей стране любые инициативы, связанные, например, с автоматизацией процессов, зачастую сталкиваются с сопротивлением даже не на уровне исполнителей, а куда выше. И очевидно, что сопротивление это возникает не из-за недостаточной осведомленности или образованности. Почему "верхи" противятся внедрению перспективной технологии? Среди причин – невозможность вернуть свои инвестиции в краткосрочной перспективе, нежелание перестраивать сложные внутренние процессы и регламенты. Не последнюю роль играют неготовность к более оперативному реагированию на информацию, поступающую онлайн, и сложности встраивания IoT в существующий ИТ-ландшафт. И все же расходы на IoT в России постепенно растут, пусть и не такими быстрыми темпами, как предсказывают аналитики.

По данным IDC (International Data Corporation – международная исследовательская и консалтинговая компания, занимается изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций. – Ред.), Россия сейчас является лидером и останется ведущей страной по объему инвестиций в IoT в Центральной и Восточной Европе. К 2021 г. общие расходы на Интернет вещей приблизятся к 9,4 млрд долларов. Транспорт, коммунальные услуги и производство окажутся тремя основными драйверами развития технологии в стране.

Максимальным экономическим потенциалом для внедрения Интернета вещей обладают коммерческие компании и госсектор. Массовый рынок в краткосрочной перспективе не способен сделать значительный вклад в развитие этого ИТ-направления прежде всего из-за сокращающегося среднего уровня дохода населения. Но в перспективе обязательно подхватит IoT в силу своей традиционной восприимчивости к инновационным технологиям и продуктам.

Оценивая перспективы IoT, стоит говорить о конкретных прикладных областях. Здесь, как и прежде, мало что изменилось: автопром, нефтегазовая отрасль, пищевая промышленность, производство, строительство, медицина, торговля остаются наиболее очевидными потребителями.

Зачастую развитие IoT происходит лишь благодаря совершенствованию собственно технологии и расширению возможности ее применения. Так, например, после обновления Bluetooth до версии 5.0 сразу несколько вендоров представили свои решения, основанные на BLE (Bluetooth Low Energy), для производственных задач – контроля местонахождения деталей и прохождения ими различных этапов при сборке. Прежде подобное предлагали отдельные стартапы.

Конечно, концепция IoT предполагает множество технологий для связи датчиков и сенсоров с сетью и друг с другом. Объекты могут общаться между собой через Wi-Fi, Bluetooth, LPWAN, BLE, Ethernet, RFID, ZigBee и другие виды беспроводной связи. Но наиболее перспективно в умных домах использование BLE. Такие маячки оптимальны в ситуациях, когда не нужно передавать большие объемы данных и требуется максимально долгий срок работы устройства без замены батареи. Кроме того, BLE-инфраструктуру для использования вместе с мобильным приложением можно разместить в уже готовом здании, достаточно просто развесить крохотные датчики. Поэтому последующие примеры будут в рамках именно этой технологии.

IoT для покупателей

BLE и решения на его базе давно стали трендом в розничной торговле, которая является традиционным потребителем инноваций.

В 2013 г. компания Apple на Apple Worldwide Developers Conference представила протокол iBeacon, позволяющий BLE-маякам "общаться" с устройствами, поддерживающими спецификацию BLE. Спустя год технологию внедрили во все магазины Apple на территории США, и она успешно себя показала в рекламных и информационных коммуникациях с покупателями.

Маяки от Apple умеют передавать UUID, Major, Minor и силу сигнала от маячка. Позже компания Google представила свой протокол, позволяющий маякам передавать также URL. Это означало, что для коммуникации с покупателем магазинам уже не требовалось собственное мобильное приложение, установленное на смартфоне клиента.

Параллельно развивалась история с использованием маяков для позиционирования внутри зданий. Проблема Indoor-позиционирования назрела давно, было реализовано немало проектов с использованием иных технологий. Однако, если мы говорим об объектах, перемещающихся по зданию по незаданным маршрутам, не удавалось достичь точности позиционирования, которую потом обеспечил Bluetooth с низким энергопотреблением.

Объектами трекинга в магазинах становятся люди: как клиенты, так и сотрудники. Для отслеживания поведения персонала передающее устройство (BLE-маяк) можно вшить в одежду. Что касается клиентов, то зачастую здесь приходится ограничиваться пользователями мобильных устройств – известно, что для реализации решения требуется установленное на смартфоне приложение. Однако необходимость в мобильном приложении – в ритейле серьезный сдерживающий фактор. Обойти это ограничение можно, если отслеживать не покупателей, а продуктовые тележки и корзины. Такой вариант обеспечивает захват практически 100% клиентского трафика на территории супермаркета и дополнительно дает возможность контролировать наличие тележек в определенных зонах, а также отправляет сообщения администратору о нарушении границ.

Но это не общепринятая практика, в России лишь одна ведущая на рынке ИТ-компания может предложить готовый продукт с таким функционалом.

IoT для пассажиров

Технологии IoT имеют большие перспективы использования на крупных транспортных узлах – в помещениях вокзалов, аэропортов. Сценарии, описанные для ритейла, также применимы здесь, с большим упором на навигацию. Крупнейшие аэропорты мира (Майами, Франкфурт, Лондон и т.д.) используют инфраструктуру BLE-маяков для маршрутизации пассажиров и предоставления им актуальных подсказок и предложений. А это особенно ценно, поскольку большинство пассажиров испытывают стресс в дороге и не всегда способны быстро сориентироваться.

Московский аэропорт Шереметьево не отстает от мировой практики, здесь в 2015 г. внедрили аналогичную систему. Поставщиком платформы стал разработчик из Санкт-Петербурга Prime Mobile Solutions, аппаратная часть реализована с помощью маяков Kontakt.io (не самое бюджетное, зато надежное решение от европейского вендора).

Наиболее сложной оказалась пусконаладка системы: для точности позиционирования необходимо правильно разместить маяки в здании аэропорта, а это оказалось нетривиальной задачей из-за нестандартной структуры зданий терминалов аэропорта и большого числа отражающих элементов.

BLE-система в Шереметьево реализует классические сценарии применения этой технологии. Мобильное приложение в смартфоне пассажира выстраивает оптимальный маршрут его движения по терминалу, доставляет пассажиру важные сообщения, привязанные к его местонахождению, сигнализирует об оставшемся до вылета времени.

Аэропорту система помогает выстроить аналитику перемещений и поведения пассажиров в терминале.

Всего в зданиях аэровокзала установлено более 3 тыс. BLE-маяков, что делает этот проект одним из крупнейших среди аналогичных в мире.

Схожие системы работают также на московских вокзалах. Таким образом, единственным неудобством для жителя столицы остается необходимость иметь на смартфоне приложения всех крупных транспортных узлов.

В заключение

Большинство отечественных кейсов создания IoT-систем в зданиях еще не завершены или непубличны. Кроме того, локальные внедрения BLE-решений не делают здания умными в полной мере, поскольку сама концепция предполагает комплексный подход. Он подразумевает, что инфраструктурой и всеми коммуникациями управляет центральный "мозг", а всевозможные датчики подключены к единой программной и технической платформе.

Однако не стоит недооценивать реализованные IoT-проекты. Именно они стали теми первыми и значительными шагами на пути развития новых технологий, благодаря которым IoT быстро станет серьезным инструментом в конкурентной борьбе компаний.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2017

Информация и фото с http://lib.secuteck.ru/articles2/all-over-ip/magaziny-i-aeroporty-umneyut-na-glazah