Лицевая биометрия: от хайпа до практических кейсов

Сергей Новиков, 21/08/19

История биометрии началась 3 тыс. лет назад. Артефакты, найденные в Новой Шотландии, Вавилоне и Китае, доказывают, что отпечатки рук и пальцев использовали уже в древние времена для деловых операций и доказательств преступлений. А в XIX веке уже появились фактические свидетельства ее применения для идентификации преступников, подтверждения договоров и т.д. В последние 3–4 года мы наблюдаем большое количество событий, новостей и статей, касающихся биометрии, и порой их больше, чем самих биометрических проектов.

 

Работая на рынке биометрии достаточно давно, мы сталкиваемся с тем, что каждый сценарий при своей фактической реализации подразумевает преодоление барьеров, связанных с конечными пользователями. Причем обычно эти проблемы касаются не столько самих алгоритмов, сколько восприятия биометрии потребителями. Рассмотрим живые сценарии внедрения биометрических решений для разных задач и проектов.

ris1

Upsale для клиентов

Самая релевантная тема применения биометрии – это Upsale, когда человеку предлагаются дополнительные услуги в зависимости от того, как система его идентифицировала.

Такая биометрия нацелена в первую очередь на клиента и предоставление ему тех или иных новых возможностей. Например, она позволяет делать скидки без карты лояльности и автоматически начислять баллы при фоновой идентификации, так как компания, предоставляющая услуги, уже знает, кто к ней пришел и какие скидки есть у этого человека. Баллы и бонусы
начисляются автоматически при оплате покупок на кассе и заказе в колл-центре.

Что необходимо учесть при внедрении биометрических технологий в потребительский сектор?

Формирование клиентской базы
Создание такой базы предполагает сбор биометрических данных и добавление их в профили покупателей. При этом условии к созданному профилю привязывается карта лояльности и ключевые контактные данные (ФИО, номер телефон, адрес электронной почты и т.п.). Чтобы упростить процедуру и убедить клиента принять участие в формировании такой базы, можно предлагать различные бонусы и привилегии (к примеру, баллы за авторизацию). При этом создание биометрического профиля может быть осуществлено в фоновом режиме при покупке товаров на кассе.

В ритейле наибольшим спросом пользуются системы по распознаванию лица: заказчик не хочет обременять потребителя дополнительным сервисом

Использование разного софта для POS-терминалов и кассовых аппаратов в точках продаж
Для установки биометрического модуля требуется отдельная интеграция каждого используемого софта в точке продаж.

ris2

Определение расположения камер
Используются несколько вариантов, среди которых расположение камеры путем "вмонтирования" в стены, мебель и т.д. При таком подходе высок риск загораживания посетителей продавцом торговой точки.

Другой вариант – установка камеры на кассовом аппарате. Как правило, маленькая Webкамера не создает негативный фон для покупателя, а продавец понимает, что она предназначена для решения маркетинговых задач.

При использовании биометрии для Upsalе важно выполнять требования российского законодательства:

  1. Везде, где используется лицевая биометрия, обязательно должна быть установлена табличка с уведомлением о проводимом видеонаблюдении.
  2. До подписания договора на обработку персональных данных лицо покупателя не участвует в потоковой идентификации, но может сохраняться. После того как покупатель на бумаге подтверждает свою готовность к сотрудничеству, начинается процесс учета и фиксации его действий внутри торгового помещения.

Информационные щиты и табло

В маркетинге используется большой спектр информационных щитов, плакатов и инфотабло, на которых, как правило, транслируется общая рекламная информация. Биометрия позволяет сделать ее более адресной. Для этого достаточно встроить в рекламную конструкцию небольшую камеру и модуль распознавания людей в зоне фокуса. Если к камере подходят одновременно несколько человек, то специальная функция программы идентификации выделяет основное лицо в кадре (по ряду параметров, не только по его близости к экрану, но и по продолжительности взгляда удерживаемого на щите).

ris3

Важно предусмотреть плавный переход от одного рекламного сообщения к другому, чтобы для аудитории смена контента не была резкой и бессвязной.

Таким образом, данная технология позволяет разрабатывать персонализированные рекламные кампании с измеримым результатом в онлайн- и офлайн-каналах.

В маркетинге используется большой спектр информационных щитов, плакатов и инфотабло, на которых, как правило, транслируется общая рекламная информация. Биометрия позволяет сделать ее более адресной. Для этого достаточно встроить в рекламную конструкцию небольшую камеру и модуль распознавания людей в зоне фокуса

Системы видеонаблюдения

Следующее направление для внедрения биометрии – системы видеонаблюдения. Здесь важно понимать, что видеонаблюдение в первую очередь относится к зоне ответственности служб безопасности и не во всех компаниях на эти вопросы готовы тратить большое количество ресурсов, денег и усилий. Вдобавок реализация осложняется следующими факторами.

ris4

Устаревшая инфраструктура
На текущий момент практически во всех компаниях уже установлена та или иная система видеонаблюдения, но оборудование частично или целиком не отвечает современным требованиям, отсутствует Ethernet-инфраструктура и т.д.

Распределенные объекты автоматизации
При внедрении биометрии в сети предприятий в них, как правило, присутствуют свои локальные сети. Однако обработанная информация и база лиц, как правило, должна передаваться и храниться в центральном отделении в онлайн-режиме. Такие кейсы требуют проектного подхода, который учитывает каждый оснащаемый биометрическим модулем объект.

Отсутствие понимания возможностей использования биометрии у заказчика
Зачастую владелец бизнеса просто не знает, как грамотно использовать предлагаемые ему технологии.

В своей практике мы неоднократно получали комментарии в духе "мы возьмем еще двух охранников, и пусть они контролируют ситуацию". Такие случаи возникают всегда, но благодаря непрерывному общению с бизнес-структурами, изучением их потребностей, а также немаловажной информационной волне и "хайпу" отношение к биометрии постепенно меняется. Хотя еще нескоро люди будут воспринимать ее в полном объеме

Учет рабочего времени для руководства компаний

В разных компаниях свое отношение к рабочему графику: где-то требуют приходить строго к 09:00, где-то это некритично, а где-то необходимо отработать 40 часов в неделю. Все работодатели хотят понимать, когда их сотрудники находятся в офисе и выполняют свои обязанности. Система биометрии обеспечивает новый технологический подход к учету рабочего времени и позволяет намного его упростить. Контроль персонала происходит с помощью биометрического терминала без карточек, ключей и документов. Информация о приходах, уходах и нарушениях поступает в режиме реального времени, а отчетность организована на регулярной основе и без дополнительных временных затрат.

Идентификация людей может быть явная (когда сотрудник зашел/вышел) или фоновая (сотрудника снимает камера, идентифицирует и ставит отметку). Кроме того, можно организовать безбарьерный проход, когда система не требует каких-либо дополнительных действий от персонала.

Так как данный биометрический сценарий нацелен на ужесточение требований к сотруднику, возникают соответствующие проблемы:

  • нежелание людей проходить идентификацию (бывают ситуации, когда люди надевают маски, используют чужие фотографии и т.д.);
  • бытовые попытки взлома системы;
  • попытки "нечаянно" сломать устройство (особенно в компаниях со строгим рабочим графиком).

С такими проблемами можно бороться только с помощью организационных мер, других способов нет, и этих моментах необходимо дополнительно объяснять клиентам.

Идентификация людей может быть явная (когда сотрудник зашел/вышел) или фоновая (сотрудника снимает камера, идентифицирует и ставит отметку). Кроме того, можно организовать безбарьерный проход, когда система не требует каких-либо дополнительных действий от персонала

Авторизация в OS и в Web-приложениях для сотрудников и ИБ

Каждая компания, которая хочет внедрить биометрию в рамках управления внутренними процессами, имеет специфические требования к безопасности. Здесь нет универсального "коробочного" решения, поэтому практически всегда это заказная разработка с кастомизацией под нужды заказчика. При этом ряд компонентов может быть предподготовлен (сервисы,
приложения и т.п.).

С помощью биометрии могут быть организованы:

  • авторизация в ПК для Windows – разблокировка экрана ПК по индивидуальной учетной записи;
  • доступ в мобильные приложения – интеграция системы распознавания в готовые мобильные приложения для активации доступа в личный кабинет, проведения операций и т.п.;
  • доступ на онлайн-порталы, специализированные Web-сайты.

Ключевые сложности, которые возникают в этих моментах:

  1. Нежелание службы безопасности пускать в свой периметр. Исключений здесь нет, и это приводит к долгим процедурам согласований, обсуждений и выработке удовлетворяющего
    решения для ИБ-отдела.
  2. Защита от компрометации. Система должна не только идентифицировать человека, но и проверить его на Lifeness, хотя с точки зрения алгоритмов эта задача решается достаточно просто.

Какие решения наиболее востребованы?

Наш опыт работы показывает, что в ритейле наибольшим  спросом пользуются системы по распознаванию лица: заказчик не хочет обременять потребителя дополнительным сервисом.
При наличии более жестких требований по обеспечению безопасности на периметре часто применяются комбинированные решения (лицо + отпечаток пальца, лицо + рисунок вен на ладони, фоновая идентификация).

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2019

Информация и фото с https://www.secuteck.ru/articles/pozharnaya-bezopalicevaya-biometriya-ot-hajpa-do-prakticheskih-kejsov