Извещатель пожарный ручной —проблемы стандартизации

Рощин Андрей Александрович, ведущий конструктор ООО «Ех-прибор»

Ввод в действие новой редакции ГОСТ Р 53325-2012 [1] и готовящийся к утверждению проект межгосударственного стандарта [2] в части требований к извещателям пожарным ручным вызывает у разработчиков данных изделий немало вопросов. Практически не изменив требования к большинству технических характеристик извещателей, таких как питание, помехоустойчивость, климатика, вибрация, по сравнению с редакцией стандарта 2009 года [3], новые редакции стандартов предъявили жесткие и странные требования к внешнему виду и размерам извещателей, существенно ограничив возможности и фантазию конструкторов.

C одной стороны, стандарты на то и существуют, чтобы четко оградить потребителя от некачественных разработок и глупых волеизъявлений разработчиков, далеких от темы чрезвычайных ситуаций. Но, с другой стороны, во время экстренной ситуации доли секунд могут решить многие судьбы и тратить их на попытки разобраться — что и как, куда или нажать, или дернуть, или разбить, а может выкрутить — неправомерно.

Ограничения на внешний вид извещателя устанавливают обязательные приложения к стандартам (Приложение Н для [1] и Приложение П для [2]. Основным девизом этих требований к внешнему виду извещателя можно было бы назвать «Симметрия, только симметрия и ничего кроме симметрии». При этом, стандарты ограничивают еще и габариты лицевой поверхности извещателя размером 150 мм, в частности, стандарт [1] только для извещателей общепромышленного исполнения, а стандарт [2] уже для всех, включая взрывозащищенное исполнение. При этом глубина извещателя, сужающая пожарный проход, не нормируется. Извещатель является изделием для чрезвычайных ситуаций (его стоимость ничтожна по сравнению с возможными потерями), но тогда зачем ограничивать его максимальный размер? Вызывает сомнение, что при пожаре пострадавший в панике не воспользуется извещателем с размером 200х200 мм, абудет пользоваться только извещателями с размером до 150х150 мм. Конечно,возможный вариант ответа на данныйвопрос такой: чем меньше размер, темдешевле извещатель. Но это прерогатива покупателя, а не законодателя в вопросах безопасности.

Вышеуказанные Приложения Н и П требуют разместить на вертикальной оси симметрии лицевой поверхности извещателя следующие элементы:
а) символ «Домик», высотой 0,15 от высоты лицевой поверхности, т.е. для 150 мм высота символа составит 22,5 мм;
б) приводной элемент, зона расположения которого должна находиться в пределах от 34 до 120 мм;
в) символ «Рука» (для извещателей класса В) высотой 0,15 от высоты лицевой поверхности, т.е. для 150 мм высотасимвола составит 22,5 мм.

В сумме — по минимуму 79 мм из 150, а по максимуму 165 мм, а это превышает длину допустимой стороны лицевой поверхности извещателя на 15 мм.

Также Приложения Н и П допускают:
г) расположение коммерческого логотипа производителя, что для него очень важно в рекламных целях, под зоной приводного элемента извещателя и опять только на вертикальной оси симметрии и не более 5% от площади лицевой поверхности.

Таким образом, расстояния по вертикали между надписями, по пунктам а), б) и в), могут составлять от 15 мм до 0 мм, и при разработке извещателя, для обеспечения читаемости надписей, остается только уменьшать размер приводного элемента (минимальное ограничение 8,5 мм) и его зону расположения (от 34 мм и выше), что не совсем целесообразно для применения его в экстремальной ситуации. Выбор коммутационного элемента для активации извещателя при этом сужается до выключателя, выполненного только в виде кнопки (взрывозащищенного тумблера еще не придумано), которая согласно недосказанности стандартов может быть и утопленная. Если еще учесть разумные требования стандартов в том, что после активации приводной элемент не должен возвращаться в исходное положение без специального инструмента, чтобы и другие пострадавшие видели активированный извещатель и надеялись на помощь при пожаре, то малое перемещение небольшой кнопки извещателя — не совсем эффективное решение этой задачи.

Приводные элементы изделий в виде ручек управления, которые веками широко применяются в экстренных ситуациях и понятны большинству людей (такие как стоп-кран в поезде [4], рубильник в электроснабжении [5], ручной тормоз автомобиля [6] и, наконец, «открывающий врата в нищету», рычаг игрового автомата),остались за «бортом» этих стандартов.


Рис. 1. Извещатель с приводным элементомв виде бокового рычага


Рис. 2. Стандартный извещатель

На рисунке 1 представлен внешний вид извещателя, серийно выпускаемого в настоящее время производственным предприятием «Сигнал» (г. Обнинск), с приводным элементом в виде бокового рычага. Данным извещателем оснащены практически все предприятия атомной энергетики. Однако, в соответствии с требованиями стандартов [1] и [2] он уже не получит сертификат, хотя приведение его в действие понятно каждому, и надписи и символы, размещенные не по стандартам [1] и [2], читаемы и понятны, а извещатель, представленный на рисунке 2, сертификацию пройдет.

Но вернемся к началу нашего повествования и поговорим об основном постулате нынешних редакций стандартов. Известно, что симметрия и асимметрия — две органически связанные между собой противоположности объективного мира. Они предполагают и взаимоохватывают друг друга. Симметрия выполняет в живом структурообразующую, созидающую функцию. Одновременно асимметрия в живом является носителем скрытых высших форм симметрии. Универсальность симметрии тесно взаимосвязана с универсальностью асимметрии. Единство симметрия/асимметрия определяет сущность логики развития. Асимметрия преобладает над симметрий, как порыв и устремленность над уравновешенностью и застоем, как мятежное начало над инертным [7]. В качестве практического соблюдения этого философского постулата можно привести международный стандарт, регламентирующий взаимодействие человека и машины [8], в котором асимметричные органы управления представлены наряду с симметричными.

Практика — критерий истины, как вещал классик. Если провести объективныеиспытания представленных на рисункахсимметричных и асимметричных извещателей и им подобных по методике, аналогичной [9], основанной на добротных советских ГОСТ 23554.0-79, ГОСТ 23554.1-79,ГОСТ 23554.2-79 серии «Экспертные оценки качества промышленной продукции»,то вероятность оказаться на последнемместе у извещателя, представленного нарисунке 1, очень мала.

Продолжая дискуссию [10] по проекту межгосударственного стандарта [2] с целью «исключить малейшую неоднозначность при реализации заложенных требований», кроме вышесказанного, хочется еще отметить некоторые неточности и неувязки, к сожалению, присутствующие и в действующем стандарте [1].

Давайте подведем небольшой итог всего вышеописанного. За счет ограничения внешней площади и внесения большого количества требований по картинкам и надписям приводной элемент при разработке начинает превращаться в маленького «клопика», которого тяжело вообще разглядеть, а понять в сработавшем он состоянии или нет вообще не возможно. Стремление загнать разработчика в симметрию также скручивает полет мысли и приводит к тому,что все разработанные вновь ручные извещатели превращаются внешне в абсолютно одинаковые прямоугольнички, но при этом у каждого из них свойкакой-то там алгоритм запуска, с которым еще надо разобраться. Рассматривая различные варианты кнопок аварийной остановки станков, оборудования,поездов, автомобилей, в голове возникает вопрос: «Чем руководствовались,прежде всего, при разработке стандартов? Что стояло во главе угла? Безопасность или себестоимость?»

Литература

1. ГОСТ Р 53325-2012. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний.
2. Проект межгосударственного стандарта «Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».
3. ГОСТ Р 53325-2009. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний.
4. ГОСТ 30496-97. Стоп-краны для пневматических систем тормозного оборудования подвижного состава железных дорог. Общие технические условия.
5. ГОСТ Р 50030.3-99 (МЭК 60947-99). Аппаратура распределения и управления низковольтная. Выключатели, разъединители, выключатели-разъединители и комбинации их с предохранителями.
6. Калисский В. С., Манзон А. И., Нагула Г. Е. Автомобиль. Учебник водителя категории «С». М.: Транспорт, 1984.
7. Акопян И. Д. Симметрия и асимметрия в познании. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980.
8. ГОСТ Р МЭК 60447-2000. Интерфейс человеко-машинный. Принципы приведения в действие.
9. Сысоев Ю. С., Магдеев В. Ш., Воронин Е. П. Исследование восприятия текстовой информации со световых взрывозащищенных табло методами субъективных измерений // Пожаровзрывобезопасность. 2012. № 6. С. 43–49.
10. Зайцев А. В. Межгосударственный стандарт «Техника пожарная. Приборы пожарные». На что он может быть похож // Алгоритм безопасности. 2017. № 2.

Таблица 1. Замечания к первой редакции межгосударственного стандарта

Комментарий автора

Предлагаемые изменения в текст

13.1 Требования назначения
13.1.1 ИПР класса А должны сформировать сигнал о пожаре (активироваться) после выполнения одного из следующих действий:
– разрушение или разлом хрупкого приводного элемента;
– смещение неразрушаемого приводного элемента, сопровождающееся изменением внешнего вида ИПР.
ИПР класса В должны активироваться после выполнения двух действий:
– обеспечение доступа к приводному элементу посредством разрушения или смещения защитного элемента, выполненного как приводной элемент по классу А;
– последующая ручная активация приводного элемента
Требования к приводному элементу класса А включают его фиксацию,
возврат в исходное положение посредством спец. инструмента, нанесение символов и т.д. Поэтому защитный элемент извещателя класса В не может быть одновременно выполнен как приводной элемент по классу А.
В стандарте не понятно, что вызывает изменение внешнего вида ИПР — защитный элемент (который по п. 13.1.3 может быть и пломбой, которую в чрезвычайной ситуации и не заметят) или только приводной элемент
ИПР класса В должны активироваться после выполнения двух действий:
– обеспечение доступа к приводному элементу посредством разрушения или смещения защитного элемента;
– последующая ручная активация приводного элемента, сопровождающаяся изменением внешнего вида ИПР
13.1.2 Неразрушаемый приводной элемент ИПР класса А (неразрушаемый защитный элемент ИПР класса В) должен выдерживать без смещения усилие до 15 Н. Хрупкий элемент должен выдерживать без разрушения усилие до 25 Н.
Активация ИПР класса А (доступ к приводному элементу класса В) должна осуществляться приложением к неразрушаемому приводному элементу (неразрушаемому защитному элементу) усилия более 25 Н или посредством удара по хрупкому элементу с энергией более 0,29 Дж
Требование данного пункта противоречит п. 13.3.3.2, где допуск на величину усилия смещения жестко задан: «к нему на 15 с прикладывают усилие (25,0 ± 2,5) Н» Активация ИПР класса А (доступ к приводному элементу класса В) должна осуществляться приложением к неразрушаемому приводному элементу (неразрушаемому защитному элементу) усилия 25–30 Н или посредством удара по хрупкому элементу с энергией более 0,29 Дж
13.1.2 Требования к характеру воздействия на приводной элемент ИПР класса В должны быть указаны в ТД на ИПР конкретного типа
При ПОЖАРЕ читать ТД никто не будет. Тем более, даже обязательное Приложение П ничего не говорит и не обозначает шагов по приведению в действие защитного элемента ИПР класса В, а не приведя в действие защитный элемент, ИПР не активируешь Требования к характеру воздействия на приводной элемент ИПР класса В должны быть указаны в ТД на ИПР конкретного типа и символьно или письменно указаны на лицевой поверхности ИПР
13.1.5 Для ИПР класса А допускается наличие прозрачной крышки, защищающей приводной элемент от случайного воздействия. Для ИПР класса В наличие дополнительных защитных элементов не допускается
Нужны какие-то ограничения к усилиям съема этой крышки, а то получается, с усилием съема более 25 Н прозрачной крышки, это все равно ИПР класса А 13.1.5 Для ИПР класса А допускается наличие прозрачной крышки, защищающей приводной элемент от случайного воздействия, с усилием ее съема не более 15 Н
13.2.2 Внешний вид ИПР должен удовлетворять требованиям, указанным в Приложении П. Зона расположения приводного элемента и сам приводной элемент должны быть размещены на лицевой поверхности ИПР. Примечание: Лицевой поверхностью является видимая после монтажа часть корпуса ИПР по фронту
ИПР конструкции в виде стоп-крана, чеки или рубильника, так понятной человеку в аварийной ситуации, уже не могут быть реализованы в соответствии с данным проектом ГОСТ Р 53325-2012 Примеры возможного внешнего вида ИПР приведены в Приложении П.
Зона расположения приводного элемента и сам приводной элемент должны быть размещены на лицевой поверхности ИПР.
Примечание: Лицевой поверхностью является видимая после монтажа часть конструкции ИПР по фронту
13.2.3 Геометрические параметры ИПР должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 13.1.
Габаритные размеры (длины сторон, диаметр лицевой поверхности) от 85 мм до 150 мм.
Примечание: Для ИПР, выполненных во взрывозащищенном корпусе, геометрические параметры (за исключением габаритных размеров) рекомендуемые
Размер 150 мм для новых прогрессивных видов взрывозащиты по МЭК 60079 явно мал, т.к. он не позволяет конструировать ИПР с двумя отсеками (клеммным и приборным) с четкой ответственностью за дефекты, допущенные производителем и монтажником. Масса необоснованных рекламаций возникает из-за того, что во время монтажа в небольшом по габаритам взрывозащищенном корпусе монтажник повредил схемные платы производителя при подключении жил кабеля линии связи, что не допускается стандартами на взрывозащиту. Одним из возможных решений данной проблемы является разделение корпуса ИПР на изолированные отсеки (приборный и клеммный) с разным уровнем доступа, что естественно ведет к увеличению размеров ИПР. Кроме того, размер взрывозащищенных кабельных вводов может достигать 100 и более мм. ИПР во взрывозащищенном исполнении может быть реализован не только во взрывонепроницаемом корпусе согласно стандартам МЭК 60079 Геометрические параметры ИПР должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 13.1.
Габаритные размеры (длины сторон, диаметр лицевой поверхности) должны быть не менее 85 мм.
Примечание: Для ИПР, выполненных во взрывозащищенном исполнении, геометрические параметры рекомендуемые
13.1.3 Неразрушаемый приводной элемент ИПР, к которому было приложено усилие, вызвавшее его смещение, должен фиксироваться. Возврат приводного элемента в исходное положение должен осуществляться только с использованием специального инструмента.
Примечание: Для ИПР, применяемых на промышленных объектах, допускается осуществлять идентификацию активации ИПР посредством нарушения опломбирования приводного элемента
Честность нужна во всем Примечание: Для ИПР, применяемых на промышленных объектах, допускается осуществлять идентификацию активации ИПР посредством нарушения опломбирования приводного элемента без фиксации смещенного приводного элемента и его возврата с использованием спец. инструмента
13.2.4 На ИПР должны быть нанесены символы, в зависимости от класса ИПР. Вид (изображение) символов в зависимости от класса ИПР, размеры и место их расположения должны быть выполнены в соответствии с Приложением П
Приложение П жестко и необоснованно ограничивает создание новых конструкций ИПР, в частности, понятных поколениям людей в виде стоп-крана и рубильника, выдергивания чеки и т.п. На ИПР должны быть нанесены символ «Домик», размеры которого должны быть не менее 13 мм, указания (символы) по приведению в действие приводного и защитного элементов. Вид (изображение) символов в зависимости от класса ИПР, размеры и место их расположения рекомендуется выполнять в соответствии с Приложением П
13.2.5 Цвета элементов ИПР должны быть следующие:
– лицевая поверхность ИПР — красные;
– символы на лицевой поверхности ИПР — белые;
– зона расположения приводного элемента ИПР — белая с черными символами либо черная с белыми символами, приводной элемент ИПР — черный либо белый соответственно.
Примечание: Допускается конструктивно объединять приводной элемент ИПР с зоной расположения приводного элемента. При этом необходимые символы должны быть отображены на приводном элементе
Согласование текста пункта с примечанием – зона расположения приводного элемента ИПР (при ее наличии) — белая с черными символами либо черная с белыми символами, приводной элемент ИПР — черный либо белый соответственно.
Примечание: Допускается конструктивно объединять приводной элемент ИПР с зоной расположения приводного элемента. При этом необходимые символы могут быть отображены на приводном элементе
13.3.3 Проверку работоспособности, оптической индикации режимов работы ИПР проводят в следующей последовательности:
…2. Если ИПР активируется (обеспечивается доступ к приводному элементу) посредством приложения усилия к приводному элементу (защитному элементу), то к нему на 15 с прикладывают усилие (25,0 ± 2,5) Н
Для согласования с п. 13.1.2. Если ИПР активируется (обеспечивается доступ к приводному элементу) посредством приложения усилия к приводному элементу (защитному элементу), то к нему на 15 с прикладывают усилие (30,0–2,0) Н
Приложение П (обязательное)
Требования к конструкции извещателей пожарных ручных
Приложение П жестко и необоснованно ограничивает создание новых конструкций ИПР, в частности, понятных поколениям людей в виде стоп-крана и рубильника, выдергивания чеки и т.п. Приложение П (рекомендуемое)
Требования к конструкции извещателей пожарных ручных