С. Крыль
генеральный директор ООО «СМТ- ВЦ»
В соответствии с официальной статистикой ФНС в 2014 году из российских супермаркетов украли товаров на сумму более 930 млн рублей. Это в полтора раза выше показателей предыдущего периода, когда магазины не досчитались товаров на 638 млн рублей. Есть ли возможность снизить рост краж в магазине за счет новых технологий и разработок области IT? Как они меняют существующие решения обеспечения безопасности на объектах? Я постараюсь это показать на примере одного из самых популярных решений среди ритейлеров - системе контроля кассовых операций.
Контроль кассовых операций (ККО) - это интегрированное решение, которое обрабатывает кассовые и видеособытия, позволяя анализировать полученную информацию и конвертировать ее в управленческие решения. Результатом работы системы контроля кассовых операций могут быть не только существенные доказательства при разрешении споров с правонарушителями, но и осуществление контроля над кассирами для регулировки качества выполнения работ. Миссия ККО - борьба с потерями. И, как известно, вес потерь меняется в зависимости от размера торгового предприятия, его оборота. Таким образом, система ККО не может быть универсальной для всех предприятий. А развитие новых технологий позволяет адаптировать ККО под каждого клиента и задачу, открывая новые возможности для всех компаний.
Рис. 1. Рабочее место кассира
Наш опыт работы на рынке систем безопасности показывает, что около 70% объектов розничной торговли оснащены ККО. В первую очередь это касается федеральных, региональных и, в России, международных сетей. Если говорить о реальной действительности, то почти что 100% ритейлеров хотели бы иметь в своем арсенале систем безопасности ККО. По подсчетам экспертов окупаемость установленной системы ККО в гипермаркетах при ее нормальной эксплуатации составляет менее 6 месяцев. При расчете окупаемости системы интеграторы используют стоимость системы в пересчете на кассу и средний учет выручки кассы. Данное решение оптимизирует очень многие процессы, предоставляя достаточно статистики и для отчетности, и для доказательной базы, но по тем или иным причинам, организационным или экономическим, розничные игроки пока работают по старинке.
Составные элементы рабочей системы контроля кассовых операций за последние несколько лет никак не изменились. Для установки СККО потребуется, кроме непосредственно ПО, кассовый узел, видеокамера, сервер контроля кассовых операций и канал связи между ними. Методика поиска событий у каждого производителя своя, но цель у всех одна - обработать имеющуюся информацию в максимально сжатые сроки и получить видеоподтверждение о случившемся событии, автоматизировать процессы поиска и выдачи данных для принятия управленческого решения. Система включает фиксацию как самого события, так и ситуации, которая ему предшествовала.
С любым событием можно разобраться и без ККО, но по следующему сценарию. Например, в момент пересечения противокражных ворот пойман потенциальный правонарушитель с товаром, на котором осталась защитная этикетка. Он показал, на какой кассе пробивал товар, и утверждает, что выложил все товары на кассовую ленту, а этот товар почему-то в чек не попал. Оператор, взяв распечатку о проведенных операциях на кассе, нашел видеофрагмент на регистраторе видеонаблюдения, соответствующий времени и месту проведения покупки, вручную отмотал ролик для получения полной картины происходящего. И оператор должен просмотреть весь ролик, чтобы подтвердить или опровергнуть действия кассира в момент появления спорной ситуации. В общей сложности при подготовленном операторе процедура занимает минут 10-20. А если потенциальный правонарушитель на самом деле оказался добросовестным покупателем и ошибка произошла со стороны кассира? И сеть не может оперативно предоставить необходимую информацию и решить спор? К сожалению, в таких ситуациях растет недовольство клиента, что может негативно сказаться на имидже сети.
Или в магазине есть товар повышенного риска, который необходимо отслеживать. Оператору ставится задача проконтролировать, как продаются, например, сигареты торговой марки X. И дальше оператор по определенным распечаткам обрабатывает около 40 случаев в день. А что такое 40 случаев в гипермаркете с 10 или с 50 кассами в час пик? Это рутинный труд, на основании которого еще необходимо подготовить отчет и предложения по предотвращению краж.
ККО позволяет этот процесс автоматизировать. Программа имеет стандартный набор отчетов и дает возможность оператору создавать свои шаблоны и по ним искать необходимую информацию на всех кассах за требуемый период. Далее, для того чтобы эту информацию просмотреть, ему достаточно кликнуть на событие, и оно автоматически отматывается и проигрывается. И даже человеческий фактор практически не влияет на работу системы. Так, операторы и без профессиональной подготовки обрабатывали за час то, что раньше могли делать целый день. То есть система позволяет увеличить производительность и зону работы оператора в 10 раз, построить систему работы с потерями, предотвратив действия от недобросовестных кассиров, бездумные ошибки персонала и др. Сегодня в небольших магазинах система ККО используется, только если это сеть и у нее существует единый центр управления. В таких компаниях аналитик успевает отработать уже случившиеся инциденты. Это связано, в том числе, с дополнительными затратами на оборудования для создания каналов связи.
К сожалению, пока интегрированных систем, когда есть единое ядро системы контроля доступа, видеонаблюдения, охранной сигнализации, противопожарной защиты, звукового оповещения и ККО, в реальной жизни нет. Пока разделение идет на уровне железа, ПО и персонала: так специалист, который работает с системами безопасности, называется оператор, а специалист, который работает с ККО, - аналитик. Европейский опыт нам тоже не может быть примером, так как в некоторых странах, например, на законодательном уровне запрещено следить за сотрудниками. А новые идеи, которые сейчас воплощаются в жизнь, принципиально меняют только модификации видеокамер, серверов и каналы связи.
На алгоритм работы ККО революции в системе видеонаблюдения мало влияют, а вот на ресурсы, необходимые для обработки, передачи и хранения данных, воздействуют напрямую. Качество картинки становится значительно лучше, что облегчает некоторые задачи ритейлеров, но возникают другие - например, хранение полученной информации. Мы все помним закон сохранения материи: если в одном месте убыло, то в другом - прибыло. В идеальной ситуации хочется постоянно получать картинку высокого разрешения, например Full HD, но для этого требуется больше места и, соответственно, инвестиций.
Как известно, получение изображений от IP-видеокамеры возможно в двухпотоковом режиме, что позволяет контролировать качество видеоконтента. То есть в стандартных ситуациях получать видео низкого разрешения, а при возникновении внештатной ситуации - увеличивать разрешение и качество видеокартинки. При этом размер передаваемой информации будет оптимальным. Это и есть золотая середина, к ней стремятся все.
Рис. 2. Принцип работы СККО
Если в магазине уже установлена система видеонаблюдения, которую необходимо интегрировать в контроль кассовых операций, то это вполне реализуемо. Просто необходимо знать, что в ККО есть такие понятия, как событийное видео и видео без событий. Каждая система ККО позволяет интегрировать видео и кассовые события. Есть камеры, которые имеют лицензии и подключаются к событиям, предоставляя событийное видео, и есть камеры, которые показывают только традиционную картинку. Но вся информация по видео и ККО хранится и обрабатывается одним «мозгом» - сервером, и клиент в итоге получает единое решение.
Сервер - один из основных компонентов системы. Сервер обрабатывает текстовую, служебную информацию, выраженную в определенных кодировках. Но основную долю все же занимает видеоинформация. Если в магазине установлена одна видеокамера, то нужно в 20 раз меньше места для хранения информации, чем в магазине с 20 камерами. Возможности хранения информации сегодня безграничны. Но среднее техническое задание у торговых предприятий на хранение видеоинформации составляет один месяц.
Объем видеоконтента также влияет на каналы связи, которые передают эту информацию по требованию. Развитие IT-технологий и каналов связи должны предоставить дополнительные возможности для обработки и передачи данных. Соответственно встают вопросы, где должен стоять сервер обработки данных, где должно находиться хранилище.
Раньше все устанавливалось в торговом центре, в магазине. После того, как информация попадала в хранилище пользователи через удаленные рабочие места и привычные каналы связи, просматривали необходимую информацию либо обрабатывали всю эту информацию в самом магазине через аналитиков, которые вручную собирали ее со всех магазинов сети.
Сейчас с развитием IT- инфраструктур появились новые возможности. Например, когда текстовая информация, событийная, то есть та, которая идет от касс, хранится на центральном сервере - в ЦОД или облаке. А все пользователи, имея разные права доступа, могут этой информацией пользоваться.
Видеоинформация весит много и требует большого, так называемого толстого канала передачи данных в ЦОД, и сегодня она все-таки хранится в магазине. А когда специалист должен получить конкретное событие, картинку с определенной кассы, он обращается по тонкому каналу связи в магазин и получает картинку напрямую с объекта. То есть это позволяет минимизировать количество серверов и обеспечить хранение событийной информации в одном месте, строить отчеты, получать централизованную информацию и, при необходимости, видеоподтверждение для разбора возникших ситуаций.
Рис. 3. Интерфейс системы ККО Set Prisma от Кристалл Сервис
Для территориально рассредоточенных объектов покупка, аренда единого сервера, хранилища (ЦОД, облака) позволяет оперативно собирать информацию, анализировать в разрезе всей сети те или иные операции, происходящие на кассовых узлах, в том числе и отмену конкретного товара в чеке в разрезе всех касс независимо от их расположения. Ритейлер получает консолидированный отчет, экономя ресурсы, время и деньги.
Но многие ритейлеры опасаются за сохранность информации и не спешат переходить на новые технологии, хотя ЦОДы юридически оформляют гарантию по защите информации от взломов, потерь и т.д. Идея хранения информации в облаке также вызывает массу вопросов, ведь облако - это те же ЦОДы, находящиеся на разных территориях. А защита Интернет-соединения требует дополнительных затрат.
У всех крупных ритейлеров уже есть свои ЦОДы, которые они не только обслуживают, но и контролируют их защиту. Это затратный, но спокойный путь. По моему мнению, ЦОДы и облачные технологии важны для маленьких магазинов и сетей. Они будут выигрывать от такой аренды. В одном месте на арендованном сервере хранится вся информация. Небольшая сеть экономит на персонале, оборудовании, но при этом получает консолидированную информацию с десяти касс за адекватную стоимость. И если сейчас специалисты собирают информацию на объектах, а затем ее обрабатывают, то есть возможность этот процесс автоматизировать.
Современные технологии предлагают новое решение, которое поможет ритейлерам оптимизировать свои расходы на персонал, оборудование, обслуживание. И именно в этом направлении мы будем двигаться дальше. Видеоизображение будет четче, добавится алгоритм распознавания лиц, а места для хранения нужно будет все меньше и меньше. Все смежные продукты потянутся за обновлениями якорных продуктов. Система безопасности в розничной торговле будет максимально автоматизирована, чтобы снижение потерь было гарантировано и не зависело от человеческого фактора. И контроль кассовых операций - первый шаг навстречу новому будущему, открытому для всех.
Источник: Algoritm