Системы интеллектуализации в существенной степени облегчают работу операторов видеонаблюдения, автоматизируя процесс распознавания ситуаций, инцидентов, предлагая алгоритмы решения, а в некоторых случаях принимая решения за человека. Сложность и стоимость являются чувствительными факторами для использования таких систем в различных отраслях.
Данная статья посвящена рассмотрению подходов к оптимизации затрат в отношении четко определенных задач обслуживания посетителей на объектах розничной торговли, общественного питания, в офисах и представительствах компаний, оказывающих различные услуги.
Основной целью и задачей контроля объекта является анализ соответствия задуманного бизнес-процесса по обслуживанию посетителей тому, как это происходит на самом деле. Вопрос измерения объективных показателей бизнес-процессов, качественный анализ ситуации на объекте, анализ эффективности основных и поддерживающих бизнес-процесс мероприятий – вот ключевые требования современного бизнеса к разработчикам интеллектуальных систем видеоаналитики.
На основе этих объективных данных происходит перепроектирование, совершенствование основных и вспомогательных бизнес-процессов, выстраивание систем мотивации персонала на объектах и в управлении верхнего уровня, анализ бюджета маркетинговых мероприятий и, по итогу, доработка систем управления, направленная на улучшение параметров эффективности.
Важной составляющей разрабатываемых систем является возможность эффективно использовать имеющиеся каналы связи, что в большинстве случаев накладывает ограничения на функциональность из-за невысокой скорости доступа к объектам, где, собственно, реализуется бизнес-процесс.
Возможность обеспечения непосредственного доступа широкому кругу сотрудников, заинтересованных в просмотре и оценке параметров бизнес-процесса, также имеет ограничения в большинстве систем видеонаблюдения из-за их ориентации только на сотрудников служб безопасности. Реализация взаимодействия бизнес-пользователей с системой видеонаблюдения выполнена, как правило, через пересылку файлов с видео, что снижает оперативность доступа, увеличивает накладные расходы на осуществление этого процесса, приводит к появлению дополнительных расходов на программное обеспечение. Как результат, снижается вовлеченность бизнес-пользователей в процесс наблюдения, а зачастую они вовсе исключаются из этого процесса.
Экономическая безопасность складывается из многих факторов, широко раскрытых в специальных обзорах, рекомендациях, инструкциях, но общим и, пожалуй, самым важным требованием является обеспечение функционального участия разных служб предприятия: каждый на своем участке, каждый под своим углом зрения, каждый со своей мерой ответственности, каждый в силу своей компетенции. Только сообща можно достичь максимального уровня противодействия неэффективному использованию ресурсов, времени и возможностей, а также противостоять злоупотреблениям. Это, в целом, и определяет тот уровень экономической безопасности, который способна обеспечить созданная на предприятии система управления.
Для удаленных объектов, где отсутствуют выделенные посты видеонаблюдения, система должна устойчиво работать на специализированном, с точки зрения номенклатуры программного обеспечения, необслуживаемом компьютере с установленным Web-ориентированным комплексом специального программного обеспечения с минимально требуемыми затратами на настройку и сопровождение для решения двух задач:
Сиcтема должна иметь показатели точности измерения, достаточные для коммерческого использования в различных сценариях и бизнес-процессах, и быть ориентирована на широкий круг авторизованных бизнес-пользователей организации. Для работы разнородных пользователей, с целью сокращения затрат на их обучение и снижение порога освоения системы, оптимально использовать обычный Web-браузер.
Система должна обеспечивать ключевые функции:
1. Получение объективной управленческой и статистической информации для понимания поведения покупателей и персонала на объекте. Передача информации должна производиться в режиме онлайн, в удобной форме для всех потенциально заинтересованных бизнес-пользователей в компании.
2. Удаленное (через Интернет или интранет) наблюдение за ситуацией на объекте в режиме онлайн или офлайн путем просмотра структурированного видеоархива. Просмотр должен осуществляться любым авторизованным бизнес-пользователем через Web-интерфейс без использования специального ПО с помощью любого интернет-браузера на стационарном компьютере или мобильном устройстве.
3. Оперативная настройка правил видеоаналитики на объекте через Web-интерфейс без использования специального программного обеспечения, с помощью интернет-браузера на стационарном компьютере или на мобильном устройстве.
Система должна обеспечивать пользователей необходимыми на практике инструментами.
Чтобы быть привлекательной для применения на объектах розничной торговли, система видеоанализа должна наглядно демонстрировать экономическую эффективность:
Архитектура системы, обеспечивающая указанные требования и возможности, представляет собой локальный сервер, расположенный непосредственно на объекте, обрабатывающий потоки с видеокамер, а также центральный сервер, собирающий, обрабатывающий и визуализирующий агрегированную статистику со всех объектов от установленных там локальных серверов.
Задачи экономической безопасности и управления маркетингом существенным образом взаимосвязаны и должны решаться в том числе с использованием рассмотренных подходов к функциям и возможностям систем видеонаблюдения и видеоаналитики, работающих в едином комплексе, с точки зрения доступности этих инструментов непосредственно бизнес-пользователям.