Роман Мишин
Технический директор компании Schneider Intercom
Как правило (и зачастую официальные документы это отражают), реализация концепции "Безопасный город" сводится к установке достаточного количества камер видеонаблюдения, созданию центра хранения и обработки данных, получаемых от камер, и, в лучшем случае, внедрению переадресации звонков с единого номера экстренных служб 112 на телефоны соответствующих дежурных. Что же получаем в итоге? Да, обычно фиксируются моменты совершения правонарушений. Да, становится меньше случаев, когда экстренные службы не реагируют или неправильно реагируют на вызовы. Но реализуются ли все потенциальные возможности системы? Устраняются ли в необходимой мере риски совершения преступлений в общественных местах? Боюсь, что нет! Что можно сделать на пути дальнейшего совершенствования системы "Безопасный город"?
Первая и, как мне кажется, наиболее простая в реализации мера, которая могла бы повысить качество работы "Безопасного города", – применение камер наблюдения со встроенными микрофонами. Причем совсем необязательно, чтобы звук все время передавался в реальном времени на какие-либо серверы хранения. В большинстве случаев достаточно записывать звуковые данные на встроенную карту памяти самой камеры. Для чего? Очень просто: люди между собой почти всегда коммуницируют при помощи речи, а речь есть звук. Так вот, не всегда из получаемой камерой картинки без звука можно понять, что же именно происходит: может быть, просто два приятеля шутят между собой, а возможно, обстановка накаляется, и в последующем разборе случившегося, имея под рукой запись разговора, можно будет доказать или опровергнуть виновность того или иного участника событий.
Другое дело – экстренный вызов. Если вызов происходит с точек, находящихся под наблюдением камер, запись и трансляция звуковых данных очень кстати. Те, кто звонил по единому номеру 112, не понаслышке знают, что прежде чем начать описывать проблему оператору, может пройти некоторое время, тогда как на счету каждая секунда. Задержки возникают и из-за несовершенства сетей связи, и в связи с недостатками регламента общения, и, наконец, по причине низкой квалификации оператора, его ошибок и усталости. Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. Так вот именно для коррекции этих ошибок и целесообразно разработать такой алгоритм, когда при экстренном вызове с мобильного телефона активировались бы все возможности систем наблюдения в районе той ячейки, где произошло данное событие. Что это даст? Более точную картину происходящего. Даже на фоне уличного шума будут слышны и крики о помощи, и выкрикиваемые угрозы или подстрекающие и провокационные призывы. При этом можно будет более точно установить как жертву нападения, так и преступников и зачинщиков провокационных действий, а также определить невиновность третьих лиц. Конечно, такой алгоритм не стоит применять везде и всюду, но в местах проведения массовых публичных мероприятий, во время каких-либо действий по охране общественного порядка или вблизи значимых объектов такое новшество было бы оправдано.
Еще одним способом совершенствования системы может стать установка специализированных колонн или точек экстренного вызова. Казалось бы, какое может быть их преимущество перед мобильным телефоном, который всегда под рукой, тем более что такие колонны весьма дорогостоящие? Вкратце перечислю те особенности этого класса устройств, благодаря которым их применение оправдано.
Пожалуй, перечисленного вполне достаточно. Теперь конкретнее про сам вызов. Думается, вполне целесообразно сделать так, чтобы при осуществлении экстренного вызова помимо активации камер наблюдения запускалась бы трансляция и запись звуковых данных.
Подчас ситуация может быть настолько критичной, что у нажавшего нет возможности продолжать разговор с диспетчером: например, скрыто нажав кнопку, он может продолжать отвлекать злоумышленников, или внезапно ему стало плохо и сил хватило только для того, чтобы дотянуться до вызывной клавиши, и т.д. Стоит ли добавлять, что оператор должен быть обучен правильно реагировать на такие ситуации. Для этого при подготовке персонала диспетчерских центров нужно обыгрывать и досконально рассматривать все возможные сценарии реагирования на различные типы экстренных вызовов.
Системы типа "Безопасный город" не должны ориентироваться только лишь на видеоданные, поскольку звук – тоже очень информативный канал восприятия. Более широкое применение систем речевой связи должно повысить эффективность решений для обеспечения безопасности и, самое главное, интеграции всех разрозненных систем связи, автоматики, сигнализации, оповещения и т.д. между собой для получения единой интеллектуальной среды.
Помимо же самих аппаратных средств, связанных в единую структуру, первостепенной и завершающей задачей станет отработка и создание эффективных алгоритмов их взаимодействия, быстродействующих и в то же время гибких, чтобы быть приспособленными к применению на различных объектах и в социально-культурных средах с учетом их особенностей. Тот разработчик, которому удастся создать такой программно-аппаратный комплекс, без сомнения сорвет банк на рынке систем безопасности.