Алексей Быстрицкий
Инженер направления автоматических систем ГК DoorHan
Почему большинство потребителей предпочитают перекрывать въездные проемы именно шлагбаумами, а не воротами или барьерами? Для этого есть несколько причин.
Плюсы шлагбаумов:
Кроме того, шлагбаум стабильно работает в любом температурном режиме и при любых атмосферных воздействиях (механическую конструкцию повредить практически невозможно). Шлагбаум не загораживает обзор территории, его установка экономически выгодна.
Недостатки: система нуждается в дополнительном контроле, так как под шлагбаумом, в отличие от ворот, можно пролезть, а также принудительно открыть его или отключить.
По принципу работы современные шлагбаумы можно разделить на два вида:
Автоматический шлагбаум сегодня является наиболее распространенным устройством ограничения и контроля доступа на огороженную территорию. Основные его преимущества перед механическим следующие:
На российском рынке широко представлены итальянские шлагбаумы, хорошо зарекомендовали себя и отечественные производители, продукция которых может потягаться с зарубежными аналогами. Автоматические шлагбаумы разных производителей мало чем отличаются по конструкции, за исключением гидравлических шлагбаумов, где используется гидравлический привод. Во всех электромеханических устройствах основными элементами являются стойка, плата управления, стрела, редуктор, концевые выключатели.
Стойка (тумба) – основа всей конструкции, на которую крепятся стрела и силовой механизм (электродвигатель, редуктор и пр.), корпус преимущественно изготавливается из антивандального материала. При изготовлении стойки передовые производители используют роботизированную сварку – это позволяет добиться стабильного высокого качества изделий. Стойка качественного шлагбаума должна быть оцинкованной и окрашенной, что обеспечивает ее надежную защиту от коррозии, особенно это актуально в зимних условиях, когда улицы обрабатываются химическими реагентами.
Стрела служит для перекрытия проема, обычно изготавливается из алюминия, нержавеющей стали, дерева или специальных сплавов. Алюминиевая стрела является более практичным вариантом: она прочная, легкая и защищена от воздействия погодных условий. Длина стрелы зависит от ширины проезда, который необходимо перекрыть, и интенсивности использования шлагбаума. Стрелы бывают прямоугольного и круглого сечения. Для районов с сильной ветровой нагрузкой, как правило, используют круглые стрелы. Для безопасности они покрываются светоотражающей краской или наклейками яркого цвета (обычно это сочетание красного и белого).
При выборе шлагбаума нужно рассматривать следующие характеристики.
Ресурс шлагбаума должен быть высоким, лучше всего 1 млн циклов. Механизм не должен содержать так называемых слабых узлов, которые легко ломаются вандалами и вылетают клиентам в дорогостоящий ремонт.
Безопасность использования шлагбаума обеспечивается благодаря встроенной системе обнаружения препятствия. Дополнительно шлагбаумы могут быть оснащены ловителем, защитной "юбкой", подсветкой стрелы для обеспечения безопасного проезда через шлагбаум в условиях недостаточной видимости, например в туман, дождь, снег, темное время суток, фотоэлементами, звуковой сигнализацией и прочими устройствами безопасности и управления (удаленно установленные проводные кнопки, беспроводные брелоки, устройства контактного считывания карт и многие другие). Мягкий бампер на стреле шлагбаума не оставит даже мелких царапин на автомобиле.
Развитие микроэлектроники позволило сделать блоки управления и приемники радиосигналов компактными, встроенными в саму стойку шлагбаума. Все зависит от того, какая плата установлена внутри устройства. Сейчас можно встретить как простые и функциональные блоки, так и блоки с более сложными схемами.
Ее размер колеблется от 2,5 до 8 м. Длину стрелы следует выбирать в зависимости от ширины дороги, которую необходимо перекрыть. Когда необходимо перекрыть проемы до 15 м, используют цепные электромеханические шлагбаумы.
Цветовая гамма шлагбаумов широка, компании предоставляют на выбор несколько решений. И если раньше шлагбаумы часто красили в оранжевые цвета, то сейчас все чаще выбирают темные тона, что позволяет не портить исторический облик улиц и дворов. При этом стрелы шлагбаума остаются хорошо видимыми благодаря использованию световозвращающих наклеек, LED-подсветок и юбочных завес на стрелах.
Способы открывания шлагбаумов очень разнообразны: с помощью радиопульта, ручной кнопки, по звонку при помощи GSM-модуля, специальных приложений при помощи Wi-Fi-модуля посредством видеоаналитики, встроенной в систему видеонаблюдения.
Можно разделить автоматические шлагбаумы на две группы: скоростные шлагбаумы для платных парковок и автомагистралей и шлагбаумы для парковок, дворов и предприятий. Первая группа отличается временем открытия стрелы (обычно это 1–2,5 с) и длиной стрелы (до 3 м), вторая – большой длиной стрелы (обычно до 6 м) и большим временем открывания (до 7 с).
Для наших климатических условий лучше подходят электромеханические шлагбаумы, которые не замерзают при отрицательных температурах, так как имеют твердую смазку трущихся элементов. В российских климатических условиях автоматические шлагбаумы должны сохранять свою полную работоспособность при экстремально низких температурах. Нижняя температура эксплуатации должна быть до -40 °С, а для районов Крайнего Севера – до -60 °С. Несмотря на это, надо не забывать и о высоких температурах в южных регионах нашей страны. Оптимальной температурой эксплуатации шлагбаумов в России можно считать диапазон от -40 до +55 °С. Не очень большое количество производителей может предложить шлагбаумы с таким диапазоном рабочих температур.
Здесь все зависит от сложности самого шлагбаума, электроники, размеров и длины стрелы. Чем труднее настроить устройство, тем дороже оно обойдется покупателю. Техподдержку осуществляют немногие компании. Большинство производителей предоставляют либо часть услуги, либо она вообще отсутствует.
Запасные части в кратчайшие сроки предоставляют, как правило, отечественные производители, это обусловлено непосредственным их производством в России и большим складом на территории заводов.
Здесь подразумевается возможность удаленного радиоконтроля, наличие элементов-отражателей, лампы-маячка. Подобные функции у части производителей реализованы по умолчанию в стойках шлагбаумов даже при самой минимальной комплектации, у других они идут опционально за дополнительную плату. Дополнительно отметим, что шлагбаумы российского производства дешевле итальянских на 20–25%.
Можно выделить четыре основные схемы организации въезда и выезда с объектов.
Данный вариант является наиболее простым и подходит для объектов небольших размеров. Реверсивный въезд/выезд организован через один шлагбаум. Принцип действия системы следующий: водитель подъезжает к шлагбауму, открывает его при помощи диспетчера либо какого-то устройства: пульта, контактного считывания карт, GSM-/Wi-Fi-модуля. На выезде водитель открывает шлагбаум аналогичным способом.
Если на территории объекта достаточно места для организации отдельных въезда и выезда, то автоматизация проезда может осуществляться через разные шлагбаумы.
Данная система используется при организации движения на специфическом въезде и выезде, например, когда на территории въезда-выезда достаточно пространства только для одного автомобиля.
Такая проблема может быть решена системой, при которой движение осуществляется строго по светофорам. Например, если один автомобиль выезжает с территории объекта, то автомобилю на въезд горит красный сигнал светофора. Как только автомобиль покинет зону выезда, автомобилю на въезд загорится зеленый свет и шлагбаум откроется.
Принцип действия системы следующий: водитель подъезжает к въездной стойке шлагбаума, подает команду на его открытие при помощи устройства управления, и, если въезд свободен, шлагбаум открывается и водитель заезжает на территорию. В противном случае водитель ждет, пока въезд освободится.
Въезд и выезд осуществляются через разные шлагбаумы. Система не требует подачи команд с устройств управления.
Система функционирует по следующей схеме: водитель подъезжает к въездной стойке, к управлению шлагбаумом подключаются соответствующие устройства: индукционная петля, фотоэлементы, система считывания номеров и т.д. При срабатывании данных устройств шлагбаум на въезд открывается. На выезде водитель подъезжает к шлагбауму на выезд, который открывается при помощи таких же устройств, подключенных к нему.
Подводя итог, можно сказать, что установка шлагбаума – самый простой и распространенный способ ограничения въезда автотранспорта на территорию. По сравнению с автоматическими воротами шлагбаум выигрывает в стоимости установки, скорости открывания и удобстве эксплуатации, обеспечивая безопасность людей и автомобилей.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2017
Информация и фото с http://lib.secuteck.ru/articles2/sys_ogr_dost/avtomaticheskie-shlagbaumy-aktualnye-trendy-rynka-shemy-organizatsii-rekomendatsii-po-vyboru